На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДЕЛА БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ

«ГАЗА ПОТЕРЯНА». ДВЕ ПАЛЕСТИНЫ?..


Гражданская война в Палестинской автономии все-таки началась. Долгое время противоборствующие стороны (движения ФАТХ и ХАМАС) откладывали ее начало, провозглашая лозунги о "священности палестинской крови" и "правительстве национального единства". На самом же деле они просто копили силы для решающей схватки. Открытое противостояние между ФАТХом главы автономии Махмуда Аббаса и ХАМАСом премьер-министра Исмаила Хании началось в марте 2006 года, когда к власти пришло правительство ХАМАСа, попытавшееся взять в свои руки все рычаги управления автономией.
Аббас и подконтрольные ему структуры, в свою очередь, попытались этого не допустить. Поскольку силы сторон и их поддержка в обществе были примерно равны, ФАТХ и ХАМАС пришли к ситуации политического пата. Ситуацию эту могли бы разрешить новые выборы, однако ХАМАС отказался от их проведения, так как побоялся потерять позиции, завоеванные на выборах в январе 2006 года. В ответ на нежелание Махмуда Аббаса передать полицию автономии под контроль министра внутренних дел от ХАМАСа, последний создал собственную полицию, которая стала действовать параллельно с официальной.
Фактическое двоевластие и отказ обеих сторон признать главенство другой привели автономию к неизбежным в такой ситуации конфликтам. Учитывая царящие среди палестинцев порядки и огромное количество оружия на руках у населения, политические споры мгновенно переросли в вооруженное противостояние. Первые массовые вооруженные столкновения в секторе Газа начались в апреле 2006-го и с тех пор полностью уже не прекращались.
Любые попытки сторон договориться и решить дело миром успеха не имели. Десятки перемирий, заключенных с той поры, соблюдались максимум неделю. Напряжение росло, а выхода ему не было. Увлеченные борьбой за власть палестинцы даже Израилю стали уделять меньше внимания. От войны ХАМАС и ФАТХ удерживал лишь страх проиграть ее.
Сигналом к началу боевых действий против ФАТХа для боевиков ХАМАСа стало попадание в дом Исмаила Хании гранатометного заряда. Действительно ли за этим обстрелом стояли боевики ФАТХа, или это была лишь провокация — сейчас уже неважно. Сторонников Махмуда Аббаса обвинили в попытке убийства премьера, после чего хамасовцы пошли на штурм полицейских участков, штабов и опорных пунктов, подконтрольных главе автономии силовых структур.
В итоге недели ожесточенных боев, в которых погибли более сотни человек, в том числе и мирные жители, исламистам удалось вытеснить ФАТХ из сектора Газа. В палестинской администрации признают, что "Газа потеряна". В то же время на Западном берегу реки Иордан, где позиции ХАМАСа куда слабее, зачисткам подвергаются именно штабы и офисы исламистов. Сторонники Аббаса мстят за фиаско своих товарищей в Газе и расправляются с местными численно уступающими им хамасовцами. Те, однако, просто так не сдаются, что привело к превращению кварталов нескольких городов Западного берега в арену ожесточенных уличных сражений. Надо заметить, что в этой части Палестинской автономии позиции ФАТХа хоть и сильнее, но ненамного. Поэтому война там может приобрести затяжной характер, а не закончиться быстрым разгромом сторонников Аббаса, как это произошло в Газе.
Впрочем, как отмечают аналитики, если поражение Аббаса и его соратников — это, в основном, их вина и беда, то победа ХАМАСа создает совершенно новую ситуацию во всем регионе. Появление "Хамастана", как уже окрестили новорожденное квазигосударство, уже заставило призадуматься. Фундаментальным вопросом — как к этому вообще относиться? — задаются и ближайшие соседи, и мировое сообщество, и, естественно, Израиль.
ХАМАС для Израиля по определению — враг. Тем не менее, сейчас придется как-то решать с новыми властями Газы если не политические, то хотя бы хозяйственные вопросы — вроде подачи воды и электричества населению сектора или доставки сюда гуманитарных грузов (они идут через израильскую границу). ХАМАС же в довесок к безграничной власти получил еще и, мягко говоря, неблестящее экономическое положение, разваленные коммунальные службы и чудовищную преступность. Для того чтобы как-то разбираться со всем, властям сектора волей-неволей придется контактировать с Израилем…
Более или менее ясно одно: на месте Палестинской автономии фактически появились два не признающих друг друга независимых образования — одно в секторе Газа, второе — на Западном берегу. По отдельности с ними вести диалог затруднительно — это будет расценено как делегитимизация Аббаса и признание власти ХАМАСа в Газе. Говорить как с единым целым — тоже не получится: Аббас (это уже абсолютно очевидно) не контролирует сектор.
И его заявления о введении чрезвычайного положения, роспуске правительства национального единства и увольнении Исмаила Хании с поста премьер-министра для ХАМАСа — просто сотрясание воздуха.
Но противостояние ФАТХа и ХАМАСа — это еще не все.
В самом ХАМАСе, который зачастую воспринимается как монолитная террористическая структура, есть различные течения и целый ворох людей, претендующих на лидерство в организации. После того как эйфория от захвата Газы пройдет, между победителями по законам жанра должна начаться грызня за абсолютное лидерство. Если победит лидер ХАМАСа в изгнании Халед Машаль и стоящие за ним экстремисты, то, скорее всего, Ближний Восток станет свидетелем очередного обострения ситуации. Победят умеренные (по меркам ХАМАСа) сторонники премьер-министра Исмаила Хании — более или менее продуктивный диалог с "Хамастаном" будет возможен…
Между тем сотни еще остающихся в секторе членов ФАТХа обратились к Израилю с просьбой об их эвакуации морем из порта Газы: они опасаются, что будут казнены хамасовцами, если останутся в секторе. Одновременно Египет спешно готовится к приему тысяч новых палестинских беженцев, которые покинули свои дома из-за боев в Газе. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун уже обсудил на заседании Совета безопасности возможность отправки в Газу многонациональных сил.
С просьбой об этом в ООН обратился Махмуд Аббас, который отметил, что премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт также поддерживает эту инициативу.
В то же время из канцелярии премьер-министра Эхуда Ольмерта сообщили, что Израиль не намерен вмешиваться в противостояние в секторе Газа, и напомнили, что давно предупреждали мировое сообщество о реальных планах ХАМАСа. "Ясно, что Израиль не будет рисковать и вовлекать армию в столкновения между ХАМАСом и ФАТХом", — заявляют официальные лица. Эта позиция абсолютно понятна: присутствие ЦАХАЛа на арабских территориях по традиции заставляет боевиков из разных группировок забыть на время о собственных противоречиях и направить оружие против "общего врага".
Источники в израильском руководстве утверждают, что сектор Газа теперь рассматривается как "отдельное враждебное государство". В то же время в израильском министерстве обороны полагают, что переговоров с ХАМАСом избежать не удастся, так как закрытие Израилем переходов в Газу приведет к полномасштабной гуманитарной катастрофе. Представители израильского правительства сообщили, что даже несмотря на переворот в секторе Газа и приход к абсолютной власти террористического движения ХАМАС, еврейское государство не прекратит подачу воды на территории. "Мы не можем оставить без воды 1,8 миллиона человек, — цитирует слова израильского чиновника издание Jerusalem Post. — Их нельзя наказывать за то, что происходит в секторе Газа".
Говоря о готовности израильтян к оказанию гуманитарной помощи населению сектора, в Иерусалиме в то же время четко дают понять: еврейское государство будет следить за развитием событий, но не намерено нести ответственность за судьбу жителей сектора Газа — эта ответственность целиком и полностью лежит на ХАМАСе.

Е. С.
(по материалам Lenta.ru, NEWSru.co.il, MIGnews.com).

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.