На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Новый герой Любко Дереша — одессит


Встреча с молодым украинским писателем Любко Дерешем, состоявшаяся в книжном магазине "Клуб семейного досуга", была посвящена презентации уже его пятой (для двадцатитрехлетнего литератора это весьма значительное достижение) изданной книги "Трохи пiтьми". Четыре предыдущие ("Культ", "Архе", "Намiри", "Поклонiння ящiрцi"), первая из которых была издана львовским издательством "Кальвария", когда Дерешу было всего шестнадцать лет, имели и шумный резонанс в прессе, и коммерческий успех у читателей. Причем не только украинских, ведь книги Дереша уже изданы
в Польше, Германии, Италии и Сербии, и работа над новыми переводами продолжается.

— Я зарабатываю себе на хлеб писательским трудом, — поведал собравшимся Любко Дереш. — Уже прошло то время, когда писатели писали в стол и думали, что это очень круто: держать свои произведения в столе. Многие пишущие, к сожалению, еще не могут согласиться с позицией, что не только не стыдно печататься, но еще и нужно свое произведение рекламировать. Сейчас в информационном пространстве много всего, и очень трудно обратить внимание человека на какое-то конкретное произведение. Для этого нужно занимать активную позицию, чтобы твое произведение было замечено. В этом требование времени!
Писатель является выпускником экономического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко (специальность "Учет и аудит") и не видит в этом никакого противоречия своей литературной деятельности:
— Моя первая профессия очень помогает подсчитывать гонорары...
Симпатичный, аккуратный, собранный, доброжелательный и внимательный к собеседнику, свободно и легко общающийся с большой аудиторией, он кажется полным антиподом персонажам своих романов, которые откровенно заблуждаются в поисках жизненного предназначения. Остается только недоумевать, откуда пан Любко во всех деталях так прекрасно осведомлен о теневой стороне жизни. Прозвучал и такой вопрос, заданный одним из читателей.
— Я пишу о том, как человек выходит за рамки обычного и знакомого в некую другую реальность. Интерес к этой теме можно назвать попыткой убежать от влияния потребительской и материальной культуры Запада. В противоположность сугубо материальному хочется уйти в потустороннее, загадочное. Выйти за рамки обычного, того, что предлагается ежедневно. Я постоянно общаюсь с людьми, которых интересует психология на границе с эзотерикой. Это вызывает у меня жгучий интерес. Потому, наверное, и получаются книжки на эту тему.
Этот интерес в детстве проявлялся в любви к научной фантастике, литературе ужасов и мистики. Мой дядя был большим почитателем Стивена Кинга, Говарда Лавкрофта, Клайва Баркера. Начиная с двенадцати лет, я присосался к его библиотеке и некоторое время читал только эти книжки. Естественно, такая литература в период формирования личности не могла не оказать воздействия.
К некоторым весьма пафосным рекламным ходам, вроде: "Если бы Стивен Кинг родился на Украине, его звали бы Любко Дереш!" — отношусь более чем скептически.
И мне очень понравился едкий ответ в Интернете на такое сравнение: "Если бы Стивен Кинг родился в Украине, его звали бы Степан Короленко!".
Мои первые литературные опыты начались с одиннадцати-двенадцати лет. А первой книгой, которую я счел готовой к тому, чтобы попытаться ее напечатать, стала "Поклонiння ящiрцi", но вышло так, что первым был издан "Культ". Я просто принес свою рукопись Юрию Издрыку, главному редактору львовского весьма именитого на территории Западной Украины журнала "Четвер", который занимает позицию сурового андерграунда.
Сам Издрык является автором трех постмодернистских романов — "Воцек", "Острiв Кир-Кир" и "Подвiйний Леон". Журнал отличается от других изданий визуальным оформлением, коллажами на грани фола и безбашенными комментариями главного редактора к произведениям, которые там печатаются. И печатались там достаточно часто маргиналы вроде меня. За пятнадцать лет существования журнал стал уважаемым изданием. Хотя и "широко известным в узких кругах". Когда я там напечатался, шеф-редактор львовского издательства "Кальвария" это прочитал и сказал: "Пан Любко, давайте мы вас опубликуем". Так все и началось.
Сейчас, после издания "Трохи пiтьми", я сделаю паузу в написании, условно скажем, "для взрослых". Хочу просто отдохнуть. И пожить, в конце концов! Ведь в некотором смысле писание книг начинает заменять жизнь. Конечно, еще Конфуций сказал: "Найдите свое любимое дело и не работайте больше ни одного дня!". Потому что любимое дело уже не работа, а удовольствие. И, в общем, я не тружусь, а делаю то, что мне нравится. Однако в какой-то момент понимаешь, что кроме написания книг есть и еще что-то. В этом проблема интровертов, которые заменяют себе жизнь разными фантазиями.
У одних это выливается в книги или иное творчество, у других — в мечты на ходу. Когда я начал печататься, мне пришлось занять активную позицию в обществе, открыться для внешнего мира. Стало необходимо общаться с людьми, проводить презентации своих книг. Если бы не это, то я все больше углублялся бы в свои химеры, и наверное, стал бы совсем потерянным человеком. Моя заторможенность бросалась людям в глаза, теперь она прошла.
Очень интересное предложение поступило от детского киевского издательства "Грани-Т" — о написании цикла сказок для детей. И половину нашего договора я уже выполнил. Первая из двух книжечек по шесть сказок уже написана. Она называется "Певнi днi Ганни Грак" и рассказывает о девочке, с которой случаются разные удивительные события. Это будут добрые, чистые, наивные и светлые сказки.
Все-таки, два своих произведения я выделяю особо. Их можно считать двумя сторонами одной медали. Это романы "Архе" и "Намiри". "Архе" — постмодернистский экспериментальный роман, тогда как "Намiри" — очень лирическая история, написанная в стиле украинской классики начала двадцатого столетия. Они мне очень близки по настроению, и на данный момент я их считаю вершиной своего творчества.
О романе "Трохи пiтьми" я бы сказал, что это движение в другую сторону. Не могу сказать, что это какая-то эволюция, линия развития, что от произведения к произведению я расту. Это, скорее, поиск в разных зонах украинской литературы. Наверняка критики с удовольствием скажут, что я ищу дешевое оправдание неспособности сделать шаг вперед. Но мне кажется, что интереснее делать движения в разных зонах, чем в одной зоне все дальше и дальше.
Когда первое напечатанное произведение очень успешно, а я могу объективно оценить успех "Культа" как достаточный для абсолютно неизвестного автора, да еще и второе произведение становится не менее успешным по продажам и номинациям, то после этого появляется страх: а вдруг следующее будет неуспешным?!
И здесь нужно уловить момент, когда начинаешь держаться за мнимый трон и корону и начинаешь бояться, что она слетит с головы, и все полетит кувырком. Я очень не хочу оказаться в таком положении. Мне интересно экспериментировать с жанрами и стилями, и делать это так свободно, как я это сам могу себе позволить.
Одна из читательниц посетовала, что главный герой романа "Трохи пiтьми", будучи одесситом, говорит, будто в Одессе живут точно так же, как и в других городах Украины. Такое высказывание ее как одесситку очень обидело. Но Любко Дереш на самом деле не хотел никого обидеть, просто этой репликой он подчеркивал депрессивное состояние своего героя. А еще писатель поведал, что все действующие лица этой истории — составляющие его личности, высвобожденные опытным психотерапевтом посредством применения метода психодрамы. Что ж, ничего нового в писательском цехе не происходит, ведь еще Флобер говорил: "Мадам Бовари — это я"…

Мария ГУДЫМА.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.