Шалом, дорогие друзья! На этой неделе наступает великий праздник — Шавуот, который называют еще Днем дарования Торы. Само слово "шавуот" означает "недели", и уже в этом содержится указание на одну из главных особенностей этого праздника. В отличие от других, Тора не называет нам точной его даты. Вместо этого предписано вести отсчет полных семи недель от первого дня праздника Песах, который мы отмечаем в память об Исходе из египетского рабства. А почему нельзя было просто написать, что праздник Шавуот должен отмечаться шестого сивана? Это, конечно же, неслучайно, говорят наши мудрецы. И объясняют: так Тора указывает нам на прямую связь между двумя великими праздниками, между двумя величайшими событиями во всей истории нашего еврейского народа. Песах — вечный символ обретения нами свободы физической. Шавуот, Синайское откровение, дарование Торы — знак свободы духовной. И сколько бы тысячелетий ни прошло с тех времен, в которые разворачивались эти величайшие события, каждый из нас должен понимать, осознавать со всей полнотой и ясностью: мы вышли из Египта, из дома рабов к свободе не просто так, а ради огромной цели. Эта цель — получение Торы…
Есть еще один нюанс в празднике Шавуот. Как вы уже хорошо знаете, у каждого еврейского праздника — свое неповторимое лицо, только ему присущие заповеди, символы, обычаи. Так, в Рош-а-Шана мы трубим в шофар. Самый узнаваемый символ Песаха, о котором знают все, даже самые маленькие дети, — это маца, пресные хлебные лепешки, сходные с теми, которые были у наших предков. При одном лишь упоминании названия "Суккот" вспоминаются заповедь о четырех видах растений и шалаш — временное жилище, которое мы строим, чтобы проводить в нем все праздничные дни. Хануку не представить без трепетных огоньков, которые ежевечерне зажигают в праздничном светильнике. А Пурим неотделим от чтения "Мегилат Эстер", карнавальных масок и костюмов, веселья и радости...
Шавуот же, День дарования Торы, стоит особняком не только потому, что для определения точной его даты нужен особый отсчет сорока девяти дней от Песаха. Еще одно отличие — полное отсутствие особых, только Шавуоту свойственных заповедей и обрядов. Это просто праздник, в который мы молимся, собираемся за трапезой, радуемся. Заметьте: Тора — это наша духовность, трапеза — часть материального мира; именно Тора дает нам возможность соединить, сочетать без всякого противоречия материальное и духовное…
А почему же не нужны никакие особые обычаи? Потому что Тора — это подарок, это действительно великий дар нам от Всевышнего: не воздаяние за заслуги, не плата за проделанную работу — дар! Поэтому главное, что должно быть в Шавуот, чего ждут от нас, — искреннее, от сердца идущее желание получить Тору. Жизнь в соответствии с Торой — это не просто обязанность, долг, который нам необходимо исполнить. Тора дает нам жизнь, само право на эту жизнь и — путь, которым нужно следовать, чтобы на самом деле нам было хорошо. Мы должны это понять. Если будем понимать — будем хотеть; если будем хотеть — будем достойны получить этот подарок прямо от Творца.
Желаю всем нам, чтобы этот праздник прошел, как положено, чтобы мы поняли, насколько важен этот день — День дарования Торы; чтобы всегда у нас были мир и спокойствие и здоровья хватало для того, чтобы уделить внимание самому важному — изучению Торы и исполнению заповедей.
Хаг самеах!
Раввин Шломо БАКШТ, главный раввин Одессы и области.