Сразу после живописного открытия парусной регаты на Кубок портов Черного моря зрители с причала поспешили в прохладу Морской галереи, где их ожидало продолжение праздника. Проект "Грамарина" (два года назад директор Морской галереи Татьяна Биновская решила чередовать биеннале графики с масштабной биеннале "Марина"), начался необычно — под музыку. Вроде бы обычная выставка талантливых мастеров, а то скрипка слышится, то будто фортепьяно, то несколько флейт сразу...
Но все по порядку. Еще до начала выставки компетентное жюри во главе с киевским искусствоведом Ольгой Петровой отметило трех победителей конкурса. Ими оказались Слободан Томич (Сплит, Хорватия), Константин Калинович (Луганск, Украина) и Эдуард Бельский (Киев, Украина). Не все зрители согласились с мыслью, что первая премия должна достаться именно хорвату Слободану Томичу с его странноватыми гравюрами, выполненными в технике сухой иглы. Работы Слободана "Дневник капитана", "Сказки Синдбада" и "Выброшенный" вызывают стойкую ассоциацию со знаменитыми "Пляшущими человечками" Артура Конан-Дойла. Однако эти фигурки, словно нацарапанные детской рукой, содержат скрытый смысл и являются емкими образами, раскрывающими перед внимательным зрителем поэтику морских странствий и сурового быта моряков. Так что победа Слободана — вполне заслуженная.
Впрочем, в искусстве, восприятие которого всегда субъективно (как и само творчество), раздача призовых мест носит весьма условный характер.
Среди семи участников, получивших поощрительные дипломы, есть одна одесситка — Альбина Ялоза, чье творчество представлено цветными линогравюрами "Слободка" и "Рыбалка". Вне конкурса на биеннале были представлены работы пяти мастеров, в том числе одесситов Геннадия Верещагина и Алексея Мазура.
А через два года "Грамарина" сосредоточится только на печатной графике, чтобы поощрить молодых мастеров работать в трудоемкой технике. Рисунки акварелью или пастелью, компьютерная графика и так далее будут входить в экспозицию биеннале "Марина".
В рамках выставки три дня проходил фестиваль молодых композиторов с музыкальными произведениями на морскую тематику "Мюзик Марин Фест", Второй Международный молодежный фестиваль современной музыки. В проекте принимали участие художники и музыканты из двадцати стран мира (Украина, Польша, Молдова, Канада, Франция, Италия, Латвия, США, Германия, Словакия, Армения, Чехия, Япония, Румыния, Приднестровье, Беларусь, Россия, Иран, Китай, Мексика).
О Первом молодежном фестивале современной музыки, проходившем в ноябре прошлого года там же, в Морской галерее, наша газета подробно писала. Тогда на фестиваль съехались молодые композиторы и исполнители из Украины, России, Беларуси, Грузии, и новая волна музыкального искусства пришла в Одессу, подарив слушателям массу незабываемых впечатлений. И было решено, что музыка, навеянная морем, солнцем и ветром, должна звучать во время проведения "Грамарины" (как "Грамарина" порождена "Мариной", так и "Мюзик Марин Фест" появился как дочернее образование фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки"). Молодой одесский музыкант Анна Тихоплав, возглавившая фестивальную команду, взялась за дело…
Идея, воплощенная на практике, оказалась более чем удачной. Поэзия линий, помноженная на поэзию звука, создала особую атмосферу. Фестиваль объединил музыкантов — представителей разных стилей и направлений, а скучающих зрителей и слушателей в зале галереи, превращенном в концертный зал, не было.
Прелесть и новизна самой идеи фестиваля состоит в том, что выход на широкую аудиторию получила передовая молодежь мира музыки. Благодаря стараниям организаторов в Морской галерее можно было услышать и оценить качественную авангардную музыку, созданную и исполненную настоящими профессионалами, чей юный возраст, как выяснилось, не отменяет профессионализма. Более того, эта музыка пополнит мировую музыкальную копилку: записи произведений, исполненных на фестивале, сформируют международную базу данных молодых авторов и исполнителей. С помощью спонсоров организаторы фестиваля намерены выпустить диск с записями, сделанными непосредственно в зале галереи.
Открылся фестиваль пьесой киевлянки Марии Мядюты "Море на рассвете" в исполнении одесской пианистки Ани Варданян. Среди наиболее ярких впечатлений следует отметить выступления киевских пианистов Евгения Геплюка и Андрея Зименко с авторскими композициями. Особенно порадовали ансамбли Senza sforzando (Одесса) и Nostri temporis (Киев). Солист последнего коллектива Алексей Шмурак оказался талантливым пианистом-интерпретатором и весьма интересным композитором, хотя учится всего лишь на втором курсе Киевской национальной музыкальной академии имени Чайковского.
— Моя соната для кларнета и фортепиано "Sehr Angenehm" прямого отношения к морской тематике не имеет, — признался Алексей. — Ее название можно перевести с немецкого как "Очень приятно", это фраза, обычно произносимая при знакомстве. Надеюсь, знакомство со мной окажется для музыкальной Одессы приятным событием…
Весьма благоприятное впечатление произвел флейтовый квартет "Сиринкс" из Москвы, со вкусом исполнивший произведения москвичей Ильи Шипилова и Андрея Рубцова, киевлян Ярослава Одрина, Елены Серовой и Надежды Куринной, минчанина Константина Яськова. Сочетание разнотембровых флейт в чистом виде, без иных инструментов, само по себе звучит изысканно и утонченно. Флейта легко может изобразить движение волны, свист чайки, даже шорох песка. Строгие знатоки музыкальной культуры замечали, что практически все произведения молодых композиторов, все эти "Морские сонаты", "Капли", "Таинства волны", "Мерцания океана" и так далее, явно вдохновлены французским композитором Клодом Дебюсси, в той или иной мере. Верно, только стесняться подражания столь высоким образцам вряд ли стоит. В музыке только семь нот, а глубины моря неисчерпаемы.
Будем надеяться, все прекрасные начинания Морской галереи, а также ее партнеров, получат продолжение, то есть музыка будет дополнять впечатления от картин и графики на стенах. И не исключено, что в дальнейшем туристы с изысканным вкусом будут стараться прибыть в Одессу именно на "Грамарину"!
Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.