По мнению видных кинокритиков страны, снятый на Одесской киностудии режиссером Евой Нейман фильм "У реки" вполне мог быть удостоен специального приза на Московском международном кинофестивале. Но… предпочтения жюри в последний момент оказались на стороне киноленты Алеко Цабадзе (Грузия) "Русский треугольник". Зато на 37-м Международном кинофестивале в Лагове (Польша) картина "У реки" удостоилась серебряной награды. Очень обидно, что по непонятным причинам фильм до сих пор не был показан в Одессе даже узкому кругу профессионалов и журналистов. Обидно и Еве: спрашивают ее, спрашивают, а о чем — толком сами не знают…
— Ева, расскажите, пожалуйста, о том, какой фестивальный путь уже проделал ваш фильм.
— Фильм "У реки" сначала участвовал в Роттердамском кинофестивале, потом в Московском международном кинофестивале, потом поехал в Словакию и Польшу. На фестивале в Лагове российский режиссер Павел Лунгин представил "Остров", который завоевал "золото". Кстати, и в России "Остров" получил множество наград и был признан сенсацией российского кинобизнеса. Всего в показе московского фестиваля принимали участие шестнадцать фильмов из европейских стран. У моей картины были серьезные конкуренты, но победа на любом форуме — не самоцель. Уже участие в международных фестивалях можно считать достижением.
— Рецензенты, увидевшие картину, отмечают явную преемственность от кинематографа Киры Муратовой…
— Я училась в Берлинской киноакадемии, а практику проходила у Киры Муратовой, во время съемок картины "Второстепенные люди" в 1999 году. Однако при этом я не считаю себя прямой ученицей Киры Муратовой или "Кирой Муратовой — 2" и "полной дебютанткой", как пишут СМИ. Это неправда! Кино я снимала — документальные картины, которые сейчас ходят по фестивалям. Первое серьезное короткометражное кино я сняла восемь лет назад (до этого тоже снимала). Картина "Замри, отомри" была представлена на разных международных кинофестивалях, в том числе в Киеве на фестивале "Молодость". Кстати, все работы я снимала в Одессе. Что касается Киры Муратовой, она просто принимала участие в моем продвижении, и я очень ей за это благодарна! А училась в Берлине. Училась на классике, которую много смотрела с друзьями — студентами Берлинской киноакадемии. Один из преподавателей стал моим супругом.
— Связаны ли с киноискусством ваши родители?
— В моей семье нет кинематографистов. Папа — инженер, мама — музыковед. Я училась музыке, играла на скрипке. Родилась в Запорожье, жила там до девятнадцати лет. Но корни у всех членов моей семьи одесские, то есть бабушки, дедушки и родители родились в Одессе.
Я поступила сначала на факультет юриспруденции в Берлинский университет, потом в Берлинскую киноакадемию на режиссерский факультет.
— Вы начали как кинодокументалист…
— Документальное кино — это мои мысли, мой ребенок!
И оно имеет полное право на существование, как и полнометражное кино. Вполне вероятно, что в Одессе будут показаны два моих документальных фильма "Пути Г-сподни" и "Все по-старому". А идея фильма "У реки" родилась в 2001 году. Я прочла рассказы Горенштейна, и мне захотелось снимать по этой прозе. Начали работать вместе над сценарием. Потом я принялась искать финансирование, параллельно делала свои документальные картины.
— Как вам удалось получить согласие "звездных" актрис Нины Руслановой и Марины Полицеймако сниматься?
— Раньше я не была знакома ни с Руслановой, ни с Полицеймако — со всеми знакомилась на съемочной площадке. Полицеймако согласилась сразу, а Руслановой по моей просьбе позвонила Кира Муратова и предупредила, чтобы та отнеслась к моему предложению серьезно. А еще из "звезд" у меня планировался Александр Баширов, но он почему-то не приехал. А снялся Бехтеров, и я в итоге была бесконечно счастлива, что так получилось!
— Финансирование вашего художественного дебюта проходило не гладко…
— Минкульт был "за", но все как-то уж слишком постепенно утверждалось. Появился Александр Ткаченко — и все сложилось. Первый самостоятельный проект Одесской киностудии — мой. Наверное, это символично.
— Худсовет Одесской киностудии не одобрил сценарий фильма "У реки". Обидно не было?
— Противостояние между киностудией и Союзом кинематографистов было и продолжается. Но в этом я плохо разбираюсь. По всей видимости, картина запускалась тогда, когда остро стояла проблема акционирования, и я, что называется, попала под руку.
Остается добавить, что после летних каникул кинотеатр "Маски" и кинокомпания "Артхаус Траффик" обещают прокатный показ как фильма "У реки", так и документальных кинолент Евы Нейман.
И тогда рассказ этого молодого режиссера о кино придется продолжить…
Беседовала Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.