(Продолжение. Начало в № 572.)
БОРЕР — ОТБОР
Просматривая список 39 запрещенных в Субботу работ, мы обнаруживаем три очень похожих друг на друга класса: веять, отбирать и просеивать. У каждой из них одна и та же цель — отделить то, что идет в еду, от отходов. Сначала зерно отделяют от мякины, для этого его провеивают (на иврите работа называется зоре); затем — перед помолом — из зерна отбирают попавшие в него камни и другой мусор (борер), после того как мусор отброшен, а зерно пропущено через мельницу (помол), полученную муку просеивают через сито, для того чтобы убрать из нее шелуху. Цель всех этих работ — отделить съедобное от несъедобного в первоначальной смеси.
У каждой из трех работ есть свое отличие от остальных: веют на ветру, отбор осуществляется руками, просеивают — через сито. Впрочем, обычно для того чтобы провести границу между разными классами работ, одного технического различия недостаточно. Субботние aвoт определяются сущностно, а не через описание орудий труда. В нашем случае логичнее было бы считать, что веять, отбирать и сеять — это не что иное, как один aв и две его производные, то есть его толадот. Но поскольку в процессе изготовления растительных красителей для Мишкана указанные три работы представляли собой абсолютно разные стадии производства, то мудрецы усмотрели в них три разных aвoт-мелахот, и объявив их архетипами, вывели из них три самостоятельные группы.
Поговорим об отборе и просеивании. И моментально перед нами встает принципиальный вопрос: если суть отбора как мелахи состоит в отделении пищи от отходов, то — как человек может есть в Субботу, не нарушая ее запретов? Ведь в процессе еды каждый из нас вынужден сплошь и рядом совершать подобное отделение. Без него в принципе невозможен прием пищи. Например, когда мы едим яблоко, то оставляем огрызок. Или когда едим куриную ножку, отделяем съедобное мясо от несъедобной кости. Тем не менее, зайдите в любой еврейский дом, где поколениями соблюдают заповеди Торы: на субботнем столе лежат яблоки, а к столу за обедом подают и курицу, и рыбу, и многое другое, что нельзя съесть, не отделив съедобную часть от несъедобной. Понятно, что Тора не запрещает их есть в Субботу. А раз так, то должны существовать четкие критерии, с помощью которых можно провести грань между разрешенным отбором съедобного от несъедобного в процессе еды (дерех-ахила, обычный процесс приема пищи) и запрещенным перебором продуктов в процессе приготовления пищи (дерех-брера, обычный отбор).
Мудрецы отметили три принципиальных различия между двумя указанными отборами:
Отличие первое: в процессе еды человек отделяет съедобную часть от несъедобной вручную, не прибегая к помощи специальных приспособлений, таких как картофелечистка, сито, дуршлаг, шумовка и т. п. Поэтому если отбор произведен с их помощью, то он сделан в нарушение запрета Торы. Ясно, что полноценный отбор можно совершить только при использовании специальных инструментов. Что касается отбора, произведенного с помощью предметов, специально для того не предназначенных, таких как, например, обычное блюдо при переборе крупы, то его невозможно считать полноценной мелахой, — а значит, такое действие Торой не запрещено. Впрочем, мудрецы Талмуда, считая, что использование предметов, существенно облегчающих перебор, хотя для него и не предназначенных, не соответствует духу Субботы, запретили ими пользоваться.
Очевидно, что ложку и вилку можно рассматривать как своего рода "продолжение руки": ими пользуются, для того чтобы не пачкать руки; поэтому отбор с их помощью разрешен так же, как разрешен отбор рукой. Например, можно снять вилкой мясо с кости, можно очистить яблоко столовым ножом, можно вынуть мясо из соуса ложкой и т. д. Во всех этих случаях столовый прибор является "продолжением руки". Получаем в результате, что дepex-ахила несовместима с использованием специальных и вспомогательных приспособлений.
Второе различие между процессом еды и приготовлением пищи: фактор времени. Отбор, произведенный, для того чтобы оставить отобранное на потом, нельзя назвать дерех-ахила, даже если его совершили руками, потому что в процессе еды выбирают, для того чтобы тут же съесть. Поэтому разрешено отбирать только перед едой. Причем нет необходимости делать это непосредственно перед тем, как положить пищу в рот: еда в данном случае — просто начало трапезы. Так что отбор считается интегральной частью процесса еды и в том случае, когда он производится перед началом трапезы, пусть даже последняя длится несколько часов.
Третье отличие: в процессе еды выбирают съедобное (охелъ) и оставляют несъедобное (псолвт). Если кто-то делает наоборот: выбирает несъедобное, вынимая его из тарелки или откладывая сбоку на той же тарелке, чтобы затем съесть то, что останется, то всю операцию извлечения несъедобного мы можем назвать приготовлением пищи, а не ее потреблением. Но мы уже знаем, что приготовление пищи — это мелаха, а значит, в Субботу так вести себя нельзя.
Итак, мы можем сформулировать ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. Только тот отбор в процессе еды является дерех-ахила (а значит, разрешен), который содержит в себе три пункта: отбирается съедобное из несъедобного, вручную и непосредственно перед едой. Эти пункты-критерии обозначим по первым буквам главных слов С, В и П: съедобное, вручную и перед едой; а само правило — С-В-П.
При нарушении любого из указанных критериев мы имеем дело с борер — работой, запрещенной Торой, а именно:
— При отборе несъедобного (псолет), когда остается съедобное (охелъ), несмотря на то, что отбор делается вручную и для немедленного использования, нарушен критерий С.
— При отборе с помощью специальных приспособлений — даже съедобного от несъедобного и даже непосредственно перед едой — нарушен критерий В.
— При отборе съедобного и вручную, но на потом — нарушен критерий П.
А теперь вспомним, что в главе, посвященной разбору общих правил мелахот, говорилось, что Тора запрещает в Субботу только те действия, которые являются созидательными, конструктивными. Теперь, если применить это условие к работе борер, мы столкнемся с противоречием: согласно критерию С, Тора запрещает отбирать несъедобное от съедобного, но так как мусор, как правило, никому не нужен, то, на первый взгляд, конструктивного элемента в действии борер нет. В книге "Йешуот Яаков" это противоречие снимается следующим образом: смесь съедобного и несъедобного не пригодна к употреблению в пищу или, в лучшем случае, годится, но с трудом. Суть отбора как мелахи — не в отделении несъедобного, а в очищении съедобного, то есть в приготовлении пищи к употреблению. А поэтому это конструктивное действие.
Выводим ВТОРОЕ ПРАВИЛО: там, где нет улучшения пищи, нет запрета на борер. Такой отбор во многих случаях разрешен (о них мы поговорим чуть ниже).
А пока зададим вопрос: охель и псолет, которые мы постоянно упоминаем, понятия абсолютные или относительные? Например, считается, что лук — это охель, еда, но является ли он таковым для тех, кто его не любит и поэтому всегда выбирает из салата? На этот вопрос Алаха дает утвердительный ответ: да, для таких людей лук — это псолет, несъедобная фракция. Продолжив эту мысль, мы приходим к выводу, что любое разделение двух смешанных друг с другом видов тоже считается мелахой. Тот вид, который по какой-то причине сейчас нежелателен, даже если он сам по себе хорош, субъективно становится псолет, а желаемый вид считается охель. Сказанное верно не только для сортировки двух или более пищевых продуктов, например, яблок и груш, сваленных в один ящик, но и для любых видов предметов, находящихся в перемешанном состоянии: книг, одежды, вилок, ложек и т. д.
До этого мы говорили о сортировке смеси, в которой смешаны охель и псолет. Теперь перед нами — ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО, гласящее, что сортировка смеси разных видов, каждый из которых — охель, тоже должна производиться по принципу С-В-П.
Правило действует только в случае перебора смеси, когда все входящие в нее виды объективно и качественно отличаются друг от друга. Если же смешано несколько предметов одного вида, например, большие и маленькие апельсины, и среди них нет псолет (в нашем примере — гнилых фруктов), то понятие борер неприменимо к отбору больших апельсинов из маленьких. Также можно вынуть из блюда с нарезанной курицей все ножки и прочие вкусные части, вытащить целую мацу из стопки треснутых и т. д. Во всех этих примерах отделение одних предметов от других не имеет конструктивного содержания, и то, что в данный момент мы считаем более вкусным или нужным, вполне субъективно.
Лишь в случае разделения смеси двух или нескольких видов, которые объективно и качественно отличаются друг от друга, присутствует конечная цель отбора — приготовление и улучшение пищи. Пример: если мы задумали подать на стол красивую вазу с яблоками и только с ними, то есть их соседство в одной вазе с апельсинами нас не устраивает, то в этом случае получается, что отделение апельсинов улучшает яблоки. Поэтому такой отбор апельсинов из яблок входит в категорию борер.
Практический вывод из третьего правила: поскольку перебор предметов одного вида не нарушает запрет, то можно выбирать как угодно, не подчиняясь правилам С-В-П. То есть можно отобрать впрок не желательные в данный момент предметы. Разумеется, сказанное верно только в том случае, когда нет настоящих отходов, например, гнилых апельсинов.
Мы говорим — предметы одного вида, предметы разных видов. Но что такое вид? Давайте дадим определение: какие предметы считать относящимися к одному виду, а какие к разным? Этот вопрос возникает не только при изучении законов борер, а поэтому ответ на него представляется достаточно важным для изучения и других разделов Алахи.
Итак, определение. К разным видам относятся предметы:
1) различные по названию (карп и окунь, вилки и ложки);
2) различные по вкусу (вареное и жареное);
3) различные по использованию (будничная и субботняя одежда, глубокие и мелкие тарелки).
Несколько примеров смеси одного вида: хлеб более свежий и менее свежий, яблоки более мягкие и менее мягкие, куриная кожа и курица (однако для того, кто терпеть не может куриную кожу, мидерабанан она является псолет, "мусором"). То же самое можно сказать и в том случае, когда среди яблок на блюде находятся несколько значительно худших по качеству: они становятся псолет-мидерабанан (запрещены как "мусор" мудрецами); такой отбор следует делать в соответствии с принципами С-В-П.
Вернемся ко второму закону, который гласит, что суть субботней работы борер — улучшение непригодной в смешанном состоянии пищи. Следствие: запрет отбора не действует, если перед нами нет смеси. Так что можно, например, лить воду из стакана на ветру, не обращая внимания на то, что ветер развеет брызги: ведь вода — это однородная масса.
И здесь нам придется уточнить определение смеси. Что называется смесью? Какие виды смеси существуют? Различают три вида: "полная смесь", "смесь в месте контакта" и "смесь слоев".
Полная смесь: компоненты совершенно перемешаны друг с другом, например, овощной салат, неотстоявшееся вино или не очищенная от мусора груда зерна. Здесь извлечение самого ничтожного количества псолет запрещено как борер — даже если смесь "охель плюс псолет" все еще остается. Закон не меняется и в том случае, когда компоненты в смеси относительно большие и выделяются на вид, например, куски карпа, перемежающиеся в кастрюле кусками трески, — это смесь, и на нее накладываются все правила отбора С-В-П. То же самое касается вилок с ложками и т. п.
Смесь в месте контакта: охель и псолет либо два вида продуктов перемешаны не по всему объему, а только в локальных местах их касания, как, например, сливки на поверхности молока или персик, подгнивший с одной стороны. Такой же смесью считаются предметы, прикрепленные друг к другу (изначально или искусственно): слива с косточкой, банан с кожурой и пр. Поэтому в месте касания есть запрет отбора, и снять аккуратно сливки с молока или вырезать гниль, оставив съедобную часть персика, можно только по правилам С-В-П.
Но если снимают только часть сливок, не доходя до границы касания с молоком, то есть берут сливки из того места, где смеси еще нет, то нет и запрета борер. То же самое можно сказать о случае, когда отливают часть молока вместе со сливками или отрезают съедобную часть персика вместе с гнилью: поскольку там, где происходит отделение, смеси нет, то, значит, нет и запрета борер. И хотя внешне такое действие напоминает отбор, отсутствует суть мелахи, конечная цель которой — разделение смеси.
Смесь слоев: предметы лежат слоями друг на друге, стопкой и т. п. Строго говоря, смеси здесь нет, ведь книги в стопке даже в месте касания не смешаны друг с другом. Однако принято и в таких случаях идти путем "устрожения" (лехумра), считая это смесью. Почему? Да потому что, поскольку каждый вид не лежит отдельно, есть в подобном разделении некое исправление. А раз так, то снять верхний слой, чтобы потом его использовать, нельзя. Однако разрешено убрать верхний слой, для того чтобы немедленно добраться до нужного нижнего слоя и использовать его. И даже если назвать слои смесью, запрета борер здесь нет, так как снятием верхнего слоя нижний никоим образом не улучшается, а о том слое, который убирают, вообще не думают. Поэтому, хотя нельзя рассортировать стопку книг, с тем чтобы поставить каждую книгу на место, все же можно снять верхние, чтобы добраться до нужной книги, лежащей внизу.
То же самое относится к любой группе предметов, например, груде белья или развешанной на вешалке одежде. Но если верхний слой негоден к употреблению, то его можно классифицировать как псолет, а значит, вопрос усложняется, поскольку устранение этого слоя улучшает оставшиеся слои (их можно назвать охель), которые до сих пор к употреблению не были годны из-за слоя псолет на них. Поэтому некоторые авторитеты запрещают снимать, например, слой гнилых фруктов с находящихся внизу хороших.
Завершая разговор о видах смеси, заметим, что яйца в воде, клецки (кнейдлах) в супе, мясо в соусе, огурцы в рассоле и тому подобные крупные твердые предметы, помещенные в жидкость, нельзя рассматривать как элементы смеси предметов с жидкостью. Так что их можно извлекать любым способом.
Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".
(Продолжение следует.)