В мастерской одесского скульптора Алексея Копьева есть неоконченная работа. Над ней он трудится особенно долго и тщательно. Это будет вырезанный из дерева портрет его близкого друга, тоже скульптора, Петра Криворуцкого.
Сорок лет назад состоялась их первая встреча, но Алексей Владимирович помнит ее до мельчайших подробностей. Апрельским днем дверь скульптурной мастерской художественного училища имени Грекова была распахнута. В проеме показался незнакомец, солнечные лучи создавали ореол вокруг его головы. Он шагнул, огляделся. Работавшие в мастерской студенты заметили, что человек волнуется. Четверокурсник Алексей Копьев спросил, чем может помочь. "Я не был здесь с 1939 года. Меня зовут Петр Криворуцкий, живу в Ленинграде. Но учился в Одессе. С ней и с "грековкой" связаны лучшие воспоминания юности. Здесь меня научили любимому делу - скульптуре", - ответил тот.
Знакомство двух выпускников одесского училища переросло в дружбу - на всю оставшуюся жизнь. До того самого дня, когда Петр Моисеевич скоропостижно скончался прямо в мастерской, где работал над скульптурным портретом своего школьного учителя. Было ему 64 года. А в течение многих лет он часто приезжал к Копьеву, подолгу жил у него, активно работал, запечатлевая в камне и бронзе известных одесситов и просто тех, с кем подружился. Инженер Мира Ревелис, которая теперь живет в Германии, тогда стала моделью для его скульптуры. С нее лепил коленопреклоненную женщину-мать и Алексей Копьев при создании памятника евреям, расстрелянным в Великомихайловке в годы войны.
По окончании одесского училища Петр Моисеевич поступил в Ленинградскую академию художеств. Его творческие планы перечеркнула война. Он был тяжело ранен, что сказалось на здоровье впоследствии. Вернувшись с фронта, Криворуцкий окончил Академию художеств с отличием. Его дипломную работу, "Некрасов на охоте", сразу приобрел музей писателя, а автор был принят в Союз художников.
Скульптор создал более трехсот работ, и все они отмечены печатью большого таланта. Самая сильная сторона П. Криворуцкого - психологический портрет. Глядя на его произведения, вспоминаешь слова Ромена Роллана о том, что скульптурный портрет можно приравнять к литературным мемуарам. Скульптура запечатлевает человека в его неповторимости, но делает образ обобщенным, впитавшим дух и характер времени. Криворуцкий умел передать психическое состояние человека, движение чувств, работу мысли. Во многих портретах ощущается внутренний драматизм личности.
Петр Моисеевич увековечил многих деятелей науки и культуры, военачальников. Он автор скульптурных портретов Пушкина, Чайковского, Циолковского. Длительный период творчества он посвятил созданию образов еврейской интеллигенции. Среди них - скульптурные портреты Шолом-Алейхема, погибшего в концлагере поэта М. Грубияна, одесского писателя И. Друкера, прошедшего через ад ГУЛАГа (Криворуцкий - автор надгробия на его могиле на еврейском кладбище - к сожалению, заброшенной).
У Копьева сохранилось много фотографий работ друга, которого он считает и своим учителем. Рассматривая их, понимаешь, что одесское художественное училище может гордиться своим питомцем. Кроме фотографий было у Алексея Владимировича три работы Криворуцкого. Две из них, студенческие, обнаруженные им в хранилище старых скульптур училища, он отвез другу. А третья, автопортрет, бережно хранится в мастерской.
Вероника КОВАЛЬ.