(Продолжение. Начало в № 499.)
ЙОСЕФ В ЕГИПТЕ
Купив Йосефа, мидианитяне через некоторое время задумались над тем, почему плата за этого раба столь низка. "Он так красив, — говорили они друг другу. — Наверное, те евреи просто похитили его и хотели поскорее от него избавиться. Давайте побыстрей его продадим".
Они предложили Йосефа проходящим мимо ишмаэлитам за двадцать серебряных монет. Йосеф только услышал во время продажи, что те держат путь в Египет. "Отец, отец! — плакал Йосеф. — Я все дальше и дальше от тебя!" От отчаяния у него не было сил двигаться по дороге вместе с его новыми хозяевами. Его начали бить, но Ашем послал ангелов — и каждый, кто поднимал на Йосефа руку, немедленно становился хромым.
Путь пролегал мимо могилы Рахели. Йосеф узнал это место и, приблизившись к нему, бросился на землю. "Защити меня, — попросил Йосеф свою мать. — Меня продали в рабство!" И вдруг он услышал голос Рахели:
— Я знаю, что произошло с тобой, мой сын. Не бойся. Ашем с тобой, Он защитит тебя. Без страха отправляйся в Египет.
Услышав голос матери, Йосеф разрыдался еще сильнее. Тогда к нему подошел один из ишмаэлитов и силой заставил идти дальше.
— Выслушай меня, — попросил его Йосеф. — Отведи меня к моему отцу! Он заплатит тебе столько денег, что ты станешь самым богатым человеком в своем племени!
— Посмотри на себя, — рассмеялся человек. — Если бы у тебя был отец, кто бы продал тебя в рабство за такую смехотворную цену?
Внезапно потемнело небо. Ударила молния, и все услышали грозные раскаты грома. Началась сильная буря. Животные испуганно прижались к земле и отказались двигаться дальше.
— Что это может быть? — удивились ишмаэлиты, настолько неожиданно началась буря. — Наверное, это из-за нашего нового раба. Попробуем извиниться перед ним, чтобы он простил нас. Может быть, буря утихнет.
Они сказали Йосефу, что сожалеют о своем дурном обращении с ним. Йосеф помолился Ашему, и буря тут же прекратилась. Животные опять встали и были готовы продолжать путь.
— Теперь очевидно, что буря была наказанием за наше обращение с этим рабом, — сказали погонщики. — Нужно вернуть его на прежнее место или кому-нибудь срочно продать.
И они его срочно продали. Пока Йосеф не прибыл в Египет, его перепродавали четыре раза.
Как мы уже не раз говорили, дела отцов — знак для будущих поколений. Подобно тому, как Йосеф был продан четыре раза и после всех своих страданий стал правителем огромной страны, так и народ Израиля — переживет четыре изгнания и только тогда получит истинную свободу.
ЙЕУДА И ТАМАР
Тора неожиданно прерывает повествование о Йосефе и разворачивает перед нами историю Йеуды и Тамар.
Зачем нужно было вдруг, посреди захватывающего рассказа, сообщать нам о женитьбе одного из братьев? Есть несколько ответов на этот вопрос.
1. Рассказ о женитьбе Йеуды на Тамар дает нам возможность постигнуть, как тонко и мудро Ашем руководит всей историей. Мы склонны думать, что любая наша деятельность зависит от наших собственных желаний, от нашей энергии. Но в действительности абсолютно все, происходящее в мире, направляется Ашемом, и только Ему Одному известна настоящая связь между событиями. Цепочка была такова:
— братья продали Йосефа в рабство;
— Йосеф размышлял о разлуке с отцом;
— Реувен раскаивался в своем грехе;
— Яаков оплакивал Йосефа;
— Йеуда женился.
И пока происходили все эти события, Ашем готовил появление Машиаха!
Что все это означает? Есть ли во всех этих событиях какая-то связь?
Именно продажа Йосефа ускорила египетское изгнание. Но перед тем как оно началось, Ашем заложил основу освобождения и привел в этот мир прародителя будущего Машиаха. Ибо известно, что, прежде чем послать наказание, Ашем готовит лекарство от него. Для этого Он и "устроил" союз Йеуды и Тамар, в результате которого на свет появился Перец, прародитель грядущей царской династии Давида, династии Царя Машиаха.
2. О приключении Йосефа в доме Потифара и о женитьбе Йеуды неслучайно рассказывается в одном недельном разделе, ибо в поступках жены Потифара и Тамар есть нечто общее. Прежде всего, они обе действовали во имя Небес, т. е. ради освящения Имени Всевышнего. Жена Потифара узнала от астрологов о том, что в их семье будут сыновья от Йосефа, и решила, что это предсказание относится к ней. В действительности же предсказание касалось дочери Потифара — Оснат, которая впоследствии и вышла замуж за Йосефа.
3. На примере происшедшего с Йеудой можно ясно видеть, что Всевышний судит человека по принципу "мида кенегед мида" ("мера за меру"). Что это значит?
Мы помним, что Йеуда предложил продать Йосефа и впо-следствии обманул отца. Сделал он это так. Когда он пришел к Яакову с известием о смерти Йосефа, то сказал: "Узнай же". (Имелось в виду — узнай, твоего ли сына эта одежда.) Те же слова впоследствии скажет ему Тамар: "Узнай же" (чьи это вещи — кольцо с печаткой, плащ и посох; "Берешит" 38:25).
Когда братья пришли к Яакову и увидели, что отец не хочет принять от них слов утешения по поводу смерти Йосефа, они решили между собой: "Это вина Йеуды! Мы всегда старались прислушиваться к его советам. Когда он нам сказал, чтобы мы не убивали Йосефа, мы его послушали. Так почему же он не сказал, чтобы мы его не продавали?" В результате братья отделились от Йеуды, и он остался один.
Йеуда взял себе в жены дочь поселившегося по соседству купца. Жена родила ему троих сыновей, которых назвали Эр, Онан и Шела. Они должны были положить начало царскому роду, ибо колено Йеуды было коленом царей. Но сыновья Йеуды выбрали другой путь. Старший сын Эр женился на праведной Тамар, дочери Шема. Она была настолько прекрасна, что Эр боялся, что предстоящая беременность испортит ее внешность и фигуру. Он совершил тяжелейший грех, надругавшись над целью супружества, и был наказан за это смертью. Его смерть была наказанием и для Йеуды. Ашем сказал: "Когда ты показал Яакову одежду Йосефа, испачканную в крови козленка, думал ли ты о том, какую боль причиняешь отцу? Клянусь тебе, что в наказание ты потеряешь жену и похоронишь своих сыновей, — тогда ты сможешь понять, что испытал твой отец, потеряв сына!"
Своему второму сыну, Онану, Йеуда сказал: "Ты должен жениться на вдове своего покойного брата и исполнить особую мицву. У каждого свое предначертание. Адаму Ашем заповедал не служить идолам. Ноах был первым человеком, которому Он заповедал не есть мертвечины. Авраам получил заповедь делать брит-милу, Яаков — не употреблять в пищу бедренное сухожилие забитых животных. Мне же первому Он заповедал мицву деторождения: если мужчина умрет бездетным, то его брат или ближайший родственник должен жениться на вдове, чтобы от этого брака родился ребенок и получил имя отца". Онан согласился жениться на Тамар, но и он повторил грех брата. Ашем наказал и его, и вскоре он умер.
Третьего сына Йеуда побоялся отдать Тамар, ибо смерть двоих ее мужей была дурным предзнаменованием. Он решил, что именно Тамар стала причиной их преждевременной гибели. Поэтому он пообещал невестке отдать ей Шелу в мужья — как только тот возмужает. Однако, когда Шела вырос, Йеуда не спешил с исполнением своего обещания.
Прошло несколько лет. Йеуда похоронил свою жену и однажды, когда кончился срок траура по ней, отправился смотреть, как стригут его овец. Именно в это время его и увидела Тамар.
Тамар хотела стать продолжательницей рода святого колена Йеуды, предвидя, что ее союз с Йеудой положит начало великим еврейским царям.
Йеуда шел по дороге и увидел женщину, сидящую на перекрестке. То была Тамар. Она закрыла лицо покрывалом и молила Б-га о том, чтобы Он не дал Йеуде пройти мимо.
Однако Йеуда не имел привычки смотреть на встречных женщин. На Тамар он тоже не обратил никакого внимания. Тогда Ашем сказал: "От какого союза произойдут цари, если не от этого?"
Йеуда оглянулся, но не узнал Тамар. Она была настолько скромна, что, даже когда жила в его доме на положении невестки, всегда закрывала свое лицо. Именно за скромность Ашем выбрал ее стать прародительницей царской династии Давида.
Йеуда обратился к женщине:
— Скажи мне, ты язычница?
— Нет, — ответила та. — Я стала еврейкой.
— Ты замужем?
— Нет.
— Может быть, твой отец предназначил тебя другому?
— Нет, я сирота, — ответила Тамар и, увидев, что Йеуда намерен войти к ней, спросила:
— Чем ты мне заплатишь?
— Я пошлю тебе козленка из своего стада. (Давайте вспомним: Йеуда показывал Яакову одежду Йосефа, испачканную в крови козленка. Поэтому Ашем сказал: "Клянусь, тебя тоже обманут с помощью козленка!")
— Какой залог ты мне дашь? — спросила Тамар.
— А что ты хочешь? — спросил Йеуда.
— Дай мне свое кольцо с печаткой, плащ и посох, который ты держишь в руке. А кольцом этим — обручись со мной, как подобает в подобных случаях!
В присутствии двух свидетелей, двух сопровождавших его слуг, Йеуда совершил с Тамар брачный обряд.
Во всех словах, которые произносила Тамар, содержалось пророчество. Слова "твое кольцо с печаткой" означали, что именно от нее произойдут цари и благородные люди. Слова "твой плащ" содержали намек на членов Санхедрина, которые постоянно носили талит и накладывали тфилин. Слова "твой посох" указывали на Машиаха, который произойдет от Йеуды и о котором сказано ("Йешаяу" 2:1): "И произойдет отрасль от ствола Ишая".
Возвратившись домой, Йеуда послал женщине обещанного козленка, однако, ее нигде не могли найти.
Через три месяца Йеуде сказали: "Твоя невестка занималась развратом, она беременна. Но не смущается своим положением, а напротив, ходит и хвастается, что вынашивает в своем чреве царей!"
Йеуда обратился в бейт-дин, чтобы совершить справедливый суд и наказать Тамар за разврат. Судьями были Ицхак и Яаков, и они решили, что Тамар заслуживает смертной казни через сожжение.
Дело в том, что Тамар была дочерью коэна, а по закону Торы дочь коэна за нарушение строгих законов нравственности наказывается именно сожжением (см. "Ваикра" 21:9).
Конечно, Тамар могла во всеуслышание заявить, что она беременна от Йеуды, но она решила этого не делать, рассудив про себя, что лучше умереть, но не допустить позора Йеуды при всем народе.
Из этой истории мы можем извлечь следующий урок: человек обязан делать все от него зависящее, чтобы публично не позорить ближнего.
Когда после решения суда Тамар выводили на казнь, она хотела отправить к Йеуде посланца с теми предметами, которые были у нее в качестве залога, но она не могла их найти. Их спрятал от нее ангел Самаэль, желавший предотвратить рождение Давида, который в будущем разобьет наголову войско Эдома. Тогда Тамар обратилась с мольбой к Ашему: "Умоляю Тебя! Скажи мне, где находится оставленный у меня на хранение залог!"
Ашем помог ей, и она, передав вещи посланцу, попросила того передать Йеуде такие слова: "Я беременна от человека, которому принадлежат эти вещи. Имени его я не оглашу даже перед казнью. Прошу тебя, узнай, чьи это вещи!"
Увидев свой залог, Йеуда испытал ужасный стыд. Его первым побуждением было не признаваться. Но он с честью вышел из борьбы со своим йецер ара (врожденным стремлением человека к плохому), подумав: "Лучше я выставлю себя на позор в этом мире, чем буду опозорен перед праотцами в будущем!" И тогда он сказал перед всеми людьми:
— Эта женщина невиновна. Виновен я, не дав ей в мужья своего сына Шелу. Она носит ребенка от меня!
Тут же он услышал голос с Неба: "Это Я заставил события развиваться таким образом. Тамар будет прародительницей царей и пророков! Клянусь тебе, Йеуда, что, подобно тому, как ты сейчас спас Тамар и двух ее детей, которых она носит в чреве, так и Я в будущем спасу твоих потомков — Хананью, Мишаэля и Азарью — из огненной печи!"
В имени Йеуда присутствуют все буквы Б-жественного Имени, ибо, публично признав свою вину, Йеуда совершил Кидуш Ашем.
Вскоре Тамар родила двоих сыновей. Во время родов один из них высунул наружу свою руку, и повивальная бабка тут же надела на нее красную ниточку, чтобы было ясно, кто первенец. Но вдруг рука вернулась внутрь, и первым на свет появился другой младенец, которого Тамар назвала Перец, что означает — "тот, кто вырвался вперед". Брат, родившийся вторым, получил имя Зерах — из-за красной ниточки, привязанной к его руке.
И все-таки почему Тора посвящает отдельную главу истории Йеуды и Тамар, но ничего не рассказывает о женитьбах остальных братьев и не сообщает нам подробностей об их детях?
Дело в том, что именно с Йеуды ведет свое начало династия Давида и, в конечном счете, династия Машиаха. Кроме того, между двумя рождениями близнецов — Переца и Зераха, Яакова и Эсава — есть нечто общее. В обоих случаях младший из двойняшек обошел старшего. Эта параллель нам дает понять, что Перец в будущем превзойдет величием своего старшего брата и станет основателем царского рода.
Почему династия Давида должна была быть основана на таких спорных и неоднозначных началах как союз Йеуды и Тамар, происхождение Давида от Рут-моавитянки, рождение Шломо от Бат-Шевы?
Ашем решил, что представители царской династии Израиля должны отличаться скромностью. Неясное происхождение и было призвано предотвратить малейшие проявления высокомерия с их стороны.
Рабби Моше ВЕЙСМАН.
(Продолжение следует.)