Когда в Хануку зажигают специальные - ханукальные - свечи, обязательно произносят слова: "Благословен Ты, Всевышний... совершивший чудеса ради наших отцов в те годы, в это время". Вот такое необычное сочетание: в те годы - в это время. Нигде больше оно не повторяется, только в Хануку. Это значит, что наши мудрецы, более двух тысячелетий тому назад постановившие, что при зажигании ханукальных свечей правильно произносить именно такие слова, усмотрели особенный смысл в происшедших тогда чудесах и предвидели, что смысл этот окажется актуальным не только в те годы, но и в "это" - наше - время.
О каких чудесах идет речь, мы поговорим позже, а вначале зададимся вопросом: какое время имеется в виду? Что это значит - наше время? Неужели действительно именно наше время?
Задумаемся на минуту. Когда-то давно произошло нечто такое, видимо, очень важное и настолько грозное, что оно потребовало сверхъестественных явлений и событий, необычного вмешательства Всевышнего, то есть чуда. Более того - эта ситуация, или проблема, возникает в каждом поколении и требует, очевидно, каких-то усилий от нас с вами, и при этом она настолько сложна и опасна, что необходимо еще и чудо... Я уверен, что даже те из нас, кто еще не начал изучать Тору и не задумывался пока о Законах, по которым управляет Всевышний нашей жизнью (в том числе и о принципах, "вызывающих к жизни" сверхъестественные явления), могут легко представить себе, что если со всем нашим народом ("нашими отцами") в минуту испытания произошло чудо, то ситуация, потребовавшая сверхъестественного события - чуда, - была серьезной и потенциально опасной.
Итак, что же произошло тогда, "в те годы", и что происходит с нами - "в это время"?
В ТЕ ГОДЫ...
В 3338 году по нашему летоисчислению (422 г. до н. э. по европейской хронологии) Израиль был завоеван, а Иерусалим и Храм в нем разрушены вавилонскими завоевателями. Начались 70 лет Вавилонского плена. Еврейский народ оказался в изгнании. Сам Вавилон был впоследствии захвачен Персией, и евреям была предоставлена свобода вернуться на родину и жить, как выразились бы мы сегодня, в рамках культурно-политической автономии (то есть иметь все права, кроме полной государственной независимости). Персидское государство, в свою очередь, было захвачено Александром Македонским, и Израиль стал автономным полугосударством - полупровинцией огромной греческой империи, простиравшейся до Индии.
Как это часто бывает, после смерти Александра империя распалась на три части - собственно греческую, египетскую и сирийскую. Несмотря на свои названия все они - как по национальному происхождению руководителей, так и по культурной принадлежности высших слоев - были греческими, "эллинистическими" государствами (Эллада = Греция; эллин = грек). Израиль сначала входил в сферу влияния египетского эллинистического государства, а потом - сирийско-греческого. На первый взгляд, слишком дорого это евреям не обходилось: они платили определенный налог, а в остальном пользовались полным самоуправлением.
Но так только казалось. На самом деле цена оказалась высокой, страшно высокой: расплачиваться приходилось душой. Ни один человек, ни один народ не живут в вакууме.
И если на какое-то явление соседи смотрят снизу вверх, то более чем естественно попытаться стать такими же, как те, кто вызывает всеобщую зависть. Рассмотрим начальные позиции противостояния Израиль - Греция.
Со стороны Израиля видится: Греция - империя, Греция - военная мощь, признанный мировой центр науки и культуры, здесь была создана и развилась богатая и разветвленная мировоззренческая система - эллинизм. Мы, евреи, - небольшой народ. Мировоззрение и традиции у нас старые. Не пришло ли время их изменить? Правда, духовные учителя народа доказывают, что в Торе содержится всеохватывающая Мудрость, и сама наша история течет в точном соответствии с принципами Торы и предсказаниями пророков. Но ведь на стороне культурного "оппонента" мощь и прогресс...
Со стороны Греции видится: мы - сверхдержава. И не так уж важно, что мы распались на три империи. Все они очень велики и составляют непобедимый лагерь эллинизма. Кто может противостоять нам? Идеи эллинизма завладели умами всего ознакомившегося с ними человечества... Правда, не совсем всего. Вот этот немногочисленный народ называет себя евреями (от слова "сторона", "с другой стороны"). Они утверждают, что у них есть связь с Творцом мира. Разве может быть у такого маленького народа монополия на эту связь, на понимание Его требований, устройства мира? И при этом такие лишенные зрелищности религиозные обряды - ни статуй, ни картин... Вместо того чтобы поклоняться прекрасным образам, вдохновленным воображением художника, евреи отмечают каждый седьмой день - Субботу, которая, по их утверждению, есть свидетельство Сотворения мира Творцом и того, что Он вывел их за тысячу лет до нас, греков, из Египта и сделал навечно свободными людьми. Какие у них тому доказательства? И потом - разве это свобода? И вообще - сегодня мы правим миром!
Кроме того, эти евреи делают обрезание, серьезную операцию, лишь для того чтобы носить на теле знак, отличающий их от всего человечества. Евреи всегда находятся с другой стороны от остального мира. Но мы, эллины, знаем, что учение эллинизма всесильно, ибо оно - верно. Оно всепобеждающе. Точнее, оно станет всепобеждающим, когда не будет евреев, последнего очага идейного сопротивления. Впрочем, их не надо уничтожать физически - нам нужны подданные, платящие налоги. Но они должны воспринять нашу идеологию и культуру. И тогда эллинизм окончательно победит...
В 3616 г. (144 г. до н. э.) из столицы греко-сирийской империи города Антиохии в Иерусалим пришли новоиспеченные декреты. Император Антиох IV запрещает: соблюдать Субботу, делать обрезание, учить Тору. Кроме того, в Храм (вновь построенный евреями после возвращения из Вавилонского изгнания) велено было внести статую Зевса. На это евреи-эллинисты (легко понять, что и среди нас в те времена оказались - и теперь оказываются - "исты") выходят с инициативой, встречным планом. Статуи греческих кумиров нужно установить не только в Храме, но и на площадях городов, необходимо устраивать эллинистические праздники и приносить жертвоприношения от имени благодарного народа.
ЛОЗУНГ И СУТЬ ЕВРЕЙСКОГО ВОССТАНИЯ
Здесь-то и пролегла красная черта. Одно дело - довольствоваться полугосударственной автономией и использовать ее для укрепления ума и сердца народа, с тем чтобы (как это предсказано пророками) Израиль через исторический процесс освобождения стал всемирным духовным центром, царством и светочем, чтобы все народы пришли в Иерусалим услышать Слово Всевышнего и Мудрость Торы. И совсем другое дело - когда в рамках этой автономии еврейскому народу предлагают жить без Субботы и без Торы. Без этого перестанет существовать еврейский народ, человечество не сможет прийти к признанию Всевышнего, и вся идея Сотворения мира теряет смысл.
И Матитьягу а-коген, первосвященник из рода Хашмонеев, живший в городе Модиин, что в 30 километрах к северо-западу от Иерусалима, вместе со своими пятью сыновьями поднимает восстание. Лозунг: "Кто за Всевышнего - ко мне!". Огромная империя и маленький народ. Да что там - шесть человек! Но к ним стекаются другие люди, и уже дошло до первых столкновений. Партизанская война в горах. Жизнь в пещерах. Неожиданные нападения ночью в самых разных местах. Когда-то так действовал Авраам, первый еврей, с 318 воинами выступивший против тысяч солдат противника. Так воевал Давид против филистимлян (пелиштим). Матитьягу, старый опытный человек, знаток Торы, мудрый и мужественный вождь, передает перед смертью руководство восстанием своему третьему сыну - Иегуде, наиболее подходящему для этого в военное время; В народе его называли Иегуда Маккаби (по-русски иногда произносят "Маккавей", а отсюда - и "Маккавейские войны"). Слово "Маккаби" - аббревиатура, составленная из первых букв слов, которые в переводе с иврита гласят: "Какая сила подобна Тебе, Всевышний?".
Поначалу в Антиохии не обращали внимания на дерзкую кучку повстанцев. Борьба пигмея с великаном! Но воинские отряды Иегуды Маккавея все растут по численности, а результат неизменен: греки терпят поражения в боях. Вскоре грекам стало не до шуток.
И в бой пошли... слоны. Это военное новшество греки позаимствовали в Индии - на Ближнем Востоке слонов не знали. Но и слоны, столь несокрушимые на других фронтах, не помогли. После удивительных военных успехов Маккавеев стали раскрываться перед народом великолепие и мудрость этих слов - "Какая сила подобна Тебе, Всевышний?".
Но это было только началом. Причиной восстания и его главным мотивом было противостояние Греции и Израиля в духовной плоскости - неприятие евреями чужого мировоззрения. Красиво и мощно проявился важнейший принцип, внесенный Всевышним в мир: "Воздается Всевышним человеку (народу) в точном соответствии со смыслом и содержанием совершаемых им в жизни поступков". Поэтому именно в духовной плоскости произошло центральное событие, отмечаемое нами в Хануку.
Еще до окончательной военной победы над греками была поставлена сложнейшая задача: отвоевать Иерусалим и очистить Храм от всех проявлений эллинизма, с тем чтобы служение проходило в точном соответствии с Законом Торы. Только на такой основе, - заново устроив жизнь в Иерусалиме и служение в Храме по Торе, - можно было приступить ко второму этапу войны: сражаться за полное освобождение Земли Израиля от господства греков и эллинизма.
Таковы были военные и духовные стороны поставленной задачи. С военной стороной евреи справились - Иерусалим и Храм были отвоеваны. Но как "запустить" служение в Храме, если для этого нужны "неоскверненные" (это слово употреблено здесь не в эмоциональном, а в строгом галахическом, то есть сформулированном Законами Торы значении) храмовые предметы. Более того, если в отношении ряда предметов положение могло быть исправлено почти сразу, то в отношении масла для Меноры (семисвечника) делу нельзя было помочь в течение восьми дней! А ведь огонь Меноры - необходимая составная часть служения в Храме, символ света Торы. Не может служение быть без света Торы, не может война идти успешно без света Торы, не может жизнь быть хоть сколько-то правильной без света Торы.
КАК СТАТЬ ДОСТОЙНЫМ ЧУДА?
Совсем неожиданно случилось небольшое чудо. Нашелся маленький кувшинчик с "неоскверненным" маслом. Но, увы, масла в нем должно хватить только на один день. И вот перед еврейскими мудрецами встала дилемма: не зажигать (пока что) Менору, чтобы зажечь ее уже после восстановления запаса масла для непрерывного горения.
Или - зажечь ее на один день, как того требовал Закон Торы (ибо масло на один день имелось, а служение Всевышнему ни в коем случае нельзя откладывать "на завтра").
В чем, собственно, состояла особенная сложность выбора? В том, что если бы мудрецы решились "запустить" служение в Храме, а на следующий день вынуждены были остановить его, это сказалось бы самым серьезным образом и на морали войск, и на состоянии народа в целом. Не надо забывать: война была в разгаре. А в народе были и сторонники Маккавеев, и сторонники греков (так называемые эллинисты), и, конечно же, колеблющиеся, выжидающие, чья возьмет. Да и огромная греческая армия была на подходе... В этих условиях руководители восстания рисковали тем, что столь успешно начатая война может закончиться полным поражением. Однако духовные руководители народа приняли решение: нужно поступить по Законам Торы и зажечь Менору.
И тут случилось великое чудо: масло не выгорело ни к концу первого дня, ни к концу второго, третьего, четвертого... Восемь дней горела Менора - до тех пор, пока не было готово новое неоскверненное масло.
В этот критический момент Всевышний еще раз наглядно показал: если вы, евреи, Мои дети, Мой народ, сделаете один шаг в правильном направлении, Я помогу вам сделать остальные шаги, какими бы трудными они не казались. Даже если для этого потребуется чудо. Маккавеи победили. Победное шествие эллинизма по миру было остановлено. Великая греческая империя отступила - как скоро выяснилось, навсегда. Наши духовные ценности навсегда остались еврейскими ценностями...
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ХАНУКИ
Слово Ханука означает "завершение подготовки", начало функционирования; в данном случае речь идет о подготовке Храма к совершению установленных Торой служб.
25 число месяца Кислев - первый день Хануки. Продолжается праздник восемь дней. День, как всегда, начинается с вечера. С окончанием предыдущего, 24-го дня месяца Кислев, как только начинает темнеть, в еврейских домах зажигают первую ханукальную свечу. Где именно зажигают? Во дворе, у двери подъезда. У двери квартиры. На подоконнике. Просто на столе в комнате. Главное - показать, напомнить себе и другим: свет Торы рассеивает тьму.
Сколько свечей зажигают?
В первый день - одну. Во второй - две. В третий - три...
а в восьмой - восемь. Обычно заранее готовят специальный подсвечник - "ханукию", уже имеющий восемь чашечек, то есть вмещающий восемь свечей, необходимых для последнего дня Хануки.
Свет ханукальных свечей - символ света Торы. И поэтому этим светом нельзя пользоваться для других, бытовых целей (чтение, хозяйственные работы и т. п.). Чтобы застраховать себя от случайной ошибки, рядом с ханукией зажигают другую свечу ("шамаш"). Чашечка для служебной свечи может входить составной частью в ханукию, однако в таком случае она должна быть выше по уровню - так, чтоб легко можно было отличить шамаш от ханукальных свечей.
Часто путают ханукию и Менору (в Храме) - семисвечник. Ханукия состоит из восьми чашечек (плюс, возможно, девятая для шамаша), а Менора, понятно, из семи.
Мы говорим - свеча, свечи. Однако они не обязательно должны быть привычными, восковыми. Многие предпочитают наливать в чашечки жидкое масло, особенно хорошо - оливковое, в память об оливковом масле, которое использовалось для Меноры в Храме.
Обычно для зажигания свечей собирается вся семья. Приглашают родственников, друзей. Перед зажиганием произносят благословения (браха): "Благословен Ты, Всевышний... заповедавший нам зажечь ханукальную свечу", и второе: "Благословен Ты, Всевышний... совершивший чудеса с нашими отцами в те годы, в это время". Потом говорят - или поют - слова, определяющие суть ханукальных свечей: "Эти свечи...". После этого читают - или поют - нечто вроде гимна, поэмы (Твердыня, Оплот), где в поэтической форме излагаются основные исторические этапы еврейского народа.
Свечи должны гореть более 30 минут после начала нового дня. Поэтому в пятницу, когда ханукальные свечи зажигают, естественно, до субботних свечей, нужно запастись свечами гораздо большего размера, чтобы они продолжали светить и после наступления темноты.
Если по какой-то причине не смогли зажечь свечи сразу после наступления темноты, можно их зажечь и позже, в любое время ночи (разумеется, не в Субботу).
Зажигает свечи глава семьи - от имени всех остальных. Однако принято, чтобы дети тоже зажигали свои свечи.
С детьми связан и другой обычай - в Хануку им дают "ханукальные деньги". Ведь дети перенимают эстафету, с тем чтобы нести свет Торы в следующем поколении. И их как бы символически "снабжают" средствами на дорогу.
...В ЭТО ВРЕМЯ
Разбирая события, происшедшие "в те годы", мы закончили рассказ так: Маккавеи победили, шествие эллинизма было остановлено. Все верно. Шествие было остановлено. Но эллинизм не исчез. Да он и не может исчезнуть. Ему существовать в той или иной форме до окончания нынешнего этапа человеческой истории, пока народы мира не придут в Иерусалим, для того чтобы услышать Слово Всевышнего, пока признание Всевышнего, любовь к Нему не заполнит весь мир. А до этого эллинизм, трансформируясь из столетия в столетие, называя себя различными именами (марксизм - всего лишь один из многочисленных примеров), всегда готов был войти в сердце еврея, с тем чтобы "окончательно победить". Там, в наших сердцах, и проходит поле битвы сегодня, в это время.
ХАНУКА САМЕАХ!
Раввин Элиягу ЭССАС.