На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

БЕШАЛАХ


Во многих изданиях Торы на русском языке вы, вероятно, обнаружите, что слово бешалах переводят как "отпустил". Казалось бы, такой перевод вполне отвечает требованиям повествования. Однако для анализа текста этого недостаточно. Чтобы попытаться понять суть "политики" Творца в течение года египетских казней, нам необходимо именно здесь максимально приблизиться к оригиналу. Итак, бешалах (корень слова — шлах; в переводе — посылать) означает — "когда послал".
И действительно, если бы нужно было добиться лишь того, чтобы фараон "отпустил" евреев, возможно, казни вообще не понадобились бы. К примеру, кто-нибудь мог убить фараона. А его советники... Им не пришлось бы ничего доказывать — они еще раньше говорили фараону, что евреев надо отпустить. И вышли бы евреи из Египта, не оставив за собой таких разрушений.
Или, может, и убивать фараона не надо было. Мы ведь читали в предыдущем недельном разделе о том, что Всевышний укрепил сердце фараона. А если бы — не укрепил, наверное, фараон со страху отпустил бы еврейский народ после первого же удара...
Но в том-то и дело, что у Творца были во всей этой истории свои, скрытые цели. Частично об этом Тора сообщает прямо. Творец, посылая Моше к фараону с просьбой отпустить народ Ему на служение, говорит: "Вот теперь ты увидишь, что я сделаю фараону, ибо сильной рукой принужденный, он отошлет вас и насильно изгонит из своей страны" (6:1). А потом сказано: "Я сделаю твердым сердце фараона и умножу Мои знамения и чудеса в Египте. Не послушает вас фараон, Я наложу Свою руку на Египет и выведу воинства Мои, народ Мой, Сынов Израиля, наказав Египет страшными карами. И узнают египтяне, что Я — Всевышний, когда наложу руку Мою на Египет и выведу Сынов Израиля из среды их" (7:3).
В этой цитате сформулированы две цели. "И узнают египтяне, что Я — Всевышний". Это — первая. Раскрытие Творца в мире должно начаться с крупнейшей страны. В те времена такой страной, как мы уже говорили, был Египет. Эта цель была достигнута прежде других. Вторая цель тоже очевидна — заставить фараона признать, что миром правит Всевышний, и только Он Один. Мы помним, как фараон полностью отрицал это, говоря: "Кто такой Всевышний, чтобы я послушался его и отпустил Израиль? Не знаю я Всевышнего и Израиль тоже не отпущу" (5:2). При этом было чрезвычайно важно, чтобы фараон не просто признал власть Творца, но — исполнил Его повеление добровольно, сам захотел этого, хотя бы на какое-то время.
Ведь в чем здесь проблема? Всевышний изначально дал людям (начиная с первого человека) свободу выбора. И этим как бы ограничил Свою власть в этом мире. Поэтому фараон должен был сам захотеть отдать свое имущество, отпустить своих рабов. То есть не просто отпустить, а сделать свой выбор, послать своих рабов служить другому — Создателю мира. Создав человека и одарив его свободой выбора, Всевышний сотворил и силу зла, которая для того и предназначена, чтобы сопротивляться добру. Она, эта сила, старается сбить человека с истинного пути, а потом обвиняет его на Суде. Но если бы зла не было, человеку не из чего было бы выбирать. И тогда его существование утратило бы смысл.
Именно зло, постоянно подталкивающее человека к тому, чтобы он свернул с дороги к Добру, позволяет испытывать человеческие качества, дает человеку возможность совершенствоваться в преодолении трудностей и соблазнов, и проявив стойкость, получить награду за верность. А если человек споткнется, наказание укажет ему, что он сбился с пути. Зло — необходимое для роста препятствие, стоящее на пути евреев к Творцу, к исполнению их миссии в мире. Его в данном случае представлял фараон.
Здесь следует кратко пояснить суть идеи "послания", которая важна для понимания Торы и всей истории еврейского народа. В еврейской традиции существует понятие шалиах кмото, что означает — посланец, подобен тому, кто послал его для выполнения какой-либо миссии. Верный посланник во многих случаях заменяет того, кто его послал, — даже в самых деликатных вопросах как, скажем, обручение или развод. Когда евреи выходят из Египта, особенно — при переходе через море, когда оно расступается, чтобы пропустить их — посланников Творца, весь мир, вся природа осознает величие и силу Всевышнего, признает Его власть. Третья цель Творца в Египте — создание еврейского народа. Это — задача создания вечного посланника, посредника Неба и Земли, который не изменит. Если упадет, то поднимется, чтобы с новой силой продолжать завещанный путь…
Итак, фараон отпустил евреев, но на этом их проблемы не закончились. Более того. Сразу же, еще в процессе перехода из рабства к свободе, их подстерегала неожиданная опасность. Поле было усеяно костями евреев, которые ощутили "воздух свободы" и решили бежать из Египта ранее, до Исхода, об истории которого мы говорим. Такое решение в принципе вызывает лишь уважение. Однако сыны колена Эфраима не сумели серьезно проанализировать причины и следствия. Они не знали ответа на очень важные вопросы. Почему евреи попали в рабство? Почему рабство евреев — следствие их поступков в прошлом, и каких именно? Не знали ответа на самый главный вопрос: чего хочет Всевышний?
Последний вопрос, разумеется, очень сложен. Однако Всевышний дает некое объяснение: "Стремитесь ко Мне…
И Я устремлюсь к вам" (Пророк Захария, 1:3). На иврите слово "устремиться" имеет общий корень со словом "ответить". Так что, приведенную фразу можно прочесть и так: "Я отвечу вам". Когда человек пытается постичь, кто он, откуда пришел, куда направляется, зачем существует, Всевышний помогает ему. Как? Открывая каналы его сердца, которое становится более понятливым.
Сказано нашими учителями в Мишне: "Знай, откуда пришел, куда идешь и Кому, в конце концов, дашь отчет, — и тогда не нарушишь [волю Творца]" (Трактат Пиркей Авот, гл. 3). Но каждому ясно, что знание этих трех вещей не приводит к постижению Воли Всевышнего, и тем более — не предохраняет от ее нарушения. И что же?.. Нам известно, что систематический честный поиск ответов на поставленные вопросы "открывает" сердце человека. А в дальнейшем, стараясь постичь мудрость Творца (то есть изучая Тору), люди начинают понимать, где правда, и не совершат многих ошибок.
Сыны колена Эфраима пытались обрести свободу, не анализируя причины рабства. Направляясь к Земле Израиля, они избрали самую короткую дорогу. Но на пути они встретили вооруженные отряды плиштим (филистимлян) и погибли. Всевышнему было ведомо, что, сбросив с себя путы рабства, евреи не освободились в сердце. И вот увидят они поле, усеянное костями 30 тысяч сыновей колена Эфраима, и дрогнут…
Сказано в Торе: "И было, когда отпустил фараон [еврейский] народ, не направил их Всевышний кратким путем, в сторону, где их могли встретить филистимляне... Чтобы не увидели они последствия войны и не вернулись бы в Египет" (13:17). При описании "старта" Исхода следует отметить еще несколько принципиальных моментов. Напомним, кстати, что это важно не только и не столько во имя исторической достоверности, но прежде всего, потому что практически каждый шаг освобождения наших предков из рабства — путеводная нить в осознании смысла человеческой жизни. Для всех поколений.
Говорится далее в Торе: "а евреи вышли вооруженными из земли Египетской" (13:18). В Торе нет информации, которая дается "просто так". Евреям по дороге из Египта пришлось дать бой, и они одержали победу. Об этом читаем в конце нашей главы (17:8-13). Тогда бы и выяснилось, что евреи имели оружие. Но нет, еще до этого идет фраза "а евреи вышли вооруженными". Что она означает? На иврите вооруженный — хамуш. Это слово имеет общий корень со словом хамеш — пять. Устная Тора сообщает: хамуш в контексте главы следует переводить не только как "вооруженный", но и — "уменьшенный до пятой части". Следовательно, отсюда мы понимаем, что только пятая часть еврейского народа вышла из Египта.
Куда же делись остальные 80 процентов? Устная Тора честно и жестко свидетельствует: им не хватило мужества бросить хоть и рабскую, но привычную жизнь, и уйти в неизвестность, в пустыню… Напрашивается вопрос: если Тора хотела сообщить информацию о том, что 80 процентов евреев не покинули Египет, почему она не пишет о фактах прямо? Чтобы это понять, нужно пояснить методы анализа языка Торы. Дело в том, что каждое слово и даже буква в ней содержат поистине огромное количество информации. Например, слово хамуш позволяет получить далеко не только те сведения, о которых мы только что говорили. Число пять символизирует возвышение над материальностью мира. Материальный мир (земля) обозначен числом четыре (четырехмерное пространство). Число пять следует за числом четыре. Значит, оно — символ победы над земным, над материалистическим мировоззрением. Таким образом, слово хамуш поведало нам и о тех, кто остался в Египте, и о тех, кто покинул поработившую евреев страну. В нем мы прочли, быть может, самое главное: из Египта ушли те, кто сумел победить материалистический взгляд на мир.
Как это ни странно звучит, но фараон и египтяне не признали своих ошибок. Они не смогли осознать факта существования Творца, так и не сумели понять, что только Он управляет миром. Внешне их поведение выглядит так: они пошли навстречу Моше и после десятой казни, поразившей Египет, отпустили евреев. Они отпустили евреев, но продолжали за ними следить. И вот египтяне видят, что миллионная толпа — мужчины, женщины, дети — движется не в сторону Израиля, а на юг, к Горьким озерам, ближе к Красному морю. Решили они, что евреи заблудились, и воспряли духом. Ведь если евреи потеряли ориентацию, значит, не Всевышний направляет их, как утверждал Моше, а какая-то другая сила. А если это так, еще неизвестно, чья возьмет… Фараон, считая себя властелином не только материальной, но и духовной жизненной сферы, надеялся, что последнее слово будет за ним. И лично возглавил погоню. Колесницы, отборные войска…
Евреи стоят на берегу огромного Горького озера. Впереди — вода, позади — египетская армия. Всевышний поднимает между двумя станами — еврейским и египетским — огненный столб и обращается к народу Израиля: "Идите в воду!". Это был переломный момент. Перед евреями выбор: идти с Всевышним до конца или вернуться к египтянам. Опять — похлебка, тяжелая работа, плохонькая, но все-таки крыша над головой… Зыбкая материалистическая надежность, и — Вера… Еврейский народ выбирает Веру. Только так можно доказать, что евреи как народ достойны получить Тору — Мудрость Всевышнего…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.