(Продолжение. Начало в № 572.)
МЕЛАХОТ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ОДЕЖДЫ
ТОФЕР — ШИТЬ
Суть мелахи шитья — соединение частей одежды или отрезков ткани в единое целое с помощью скрепляющего материала, чаще всего ниток. В качестве толады сюда входит склеивание бумаги и других материалов. Напомним, что один из принципов млехет махшевет — устойчивость результатов труда. Следовательно, Торой запрещен только такой шов, который сам не разойдется. Дадим определение. "Устойчивое" шитье — это как минимум: или два стежка ниткой — при условии, что нитка завязана на конце, чтобы шов не разошелся, — или три стежка, даже без узла на конце нити. А теперь определение стежка: проткнув иголкой с ниткой ткань в одном месте, мы сделали один стежок, проткнув во втором месте — второй стежок; теперь, если мы завяжем на конце нитки узелок, — нами завершена операция шитья, запрещенная Торой в Субботу. Сделать два стежка, не завязывая узелка на конце нитки, тоже нельзя, но уже по постановлению мудрецов.
В категорию тофер входит не только создание новых швов, соединяющих куски ткани, но и укрепление швов старых. Поэтому надо быть осторожным в Субботу, чтобы машинально не подтянуть нитку расходящегося шва. То же самое относится к пуговицам, висящим "на честном слове": их ни в коем случае нельзя подтягивать. Правда, можно затянуть шнуровку на одежде, поскольку этим действием две части платья не соединяются в одно. Собственно говоря, шнуровка для того и предназначена, чтобы затягивать ее и распускать, ибо она замещает пуговицы; так что процесса шитья здесь нет. Хотя во избежание ошибок мудрецы потребовали, чтобы отверстия для шнура были достаточно широкими.
Выше, говоря о категории кошер, мы заметили, что запрещен только устойчивый узел, но можно завязывать временный, как, например, на шнурках ботинок. Однако то была работа завязывания узлов. Относительно категории тофер большинство авторитетов сходится на том, что она запрещена, даже если сшитые швы через короткое время собираются распарывать.
Входит ли использование английской булавки в категорию шитья? С одной стороны, цель, вроде бы, та же — скрепление частей одежды. Налицо и технологическое подобие: ткань прокалывается булавкой в двух местах (как и иголкой при стежке), а головка булавки может считаться держащим узлом; что касается различия между ниткой из хлопка и металлической проволокой, то оно не настолько существенно. С другой стороны, ясно, что не всякое скрепление может рассматриваться как шитье, например — застегивание жакета на пуговицы или молнию. Так каков же ответ?
В ряде публикаций высказывается мысль, что использование булавок не входит в категорию тофер по очень простой причине: пришивая, мы заинтересованы в полном объединении двух кусков ткани в одно целое таким образом, чтобы если снова возникнет нужда отделить их друг от друга, пришлось бы либо распороть шов, либо разорвать одежду. Но прикалывая булавкой края одежды, мы не объединяем их в единое целое; каждый из них остается сам по себе, даже если булавку долгое время не вытаскивать из ткани. Другие добавляют, что сам внешний вид булавки и ее предназначение свидетельствуют о том, что она служит для временного соединения. Правда, и нитками нельзя шить в Субботу даже на самое короткое время; поэтому "временность" скрепления булавкой еще не причина для разрешения. На это отвечают: соединение булавкой больше напоминает не создание временного шва, а застегивание на пуговицы, что безусловно разрешено.
Спор на этом не закончен. Некоторые авторитеты нашли новое возражение: даже если признать, что назначение английских булавок — временное соединение, оно, тем не менее, входит в категорию тофер; ведь шить можно не только нитками, но и проволокой, в том числе и той, из которой сделана булавка. Таким образом, застегивание на булавку — пусть временное, но шитье, а последнее, как мы знаем, запрещено в Субботу большинством законоучителей. К тому же, если булавка останется на субботнем костюме до конца дня, то временный характер скрепления уже не так очевиден.
В любом случае, и с этим все согласны, можно застегнуть жакет или порвавшуюся одежду английской булавкой, прокалывая каждый из краев только один раз, так как один стежок даже вместе с узлом не считается швом. Но если мы хотим проколоть каждый из краев дважды — налицо два стежка и замок булавки в качестве узла. И здесь мы снова возвращаемся к тому же спору — является ли использование булавки шитьем. Поэтому на практике (в случае с двумя стежками) следует проконсультироваться у раввина. То же самое можно сказать по поводу прикалывания брошки на платье. В стесненных обстоятельствах можно положиться на мнение авторитетов, разрешающих сделать два стежка при условии, что булавка прикалывается на короткое время.
Одноразовые пеленки, скрепляемые с помощью клейких полос, тоже вызвали в свое время галахический спор. Напомним, что склеивание — толада от шитья, причем по внешнему виду этой операции трудно сказать, какое соединение было сделано — временное или постоянное: надолго приклеивают абсолютно тем же способом, что и на пару минут. Поэтому многие авторитеты запретили пользоваться такими пеленками в Субботу. На что раввины, разрешившие одноразовые пеленки, возразили, выдвинув следующий аргумент: склеивание всего на несколько часов лишено всякой значимости и не может считаться даже временным скреплением. Напряжение в споре несколько спало, когда изготовители перешли к выпуску пеленок со специальным пояском, позволявшим многократно открывать и закрывать пеленку.
А появившиеся в последние годы одноразовые пеленки, скрепляемые при помощи "липучек", позволяют вообще этого спора не касаться: этими пеленками можно пользоваться согласно всем мнениям, поскольку они для того и сделаны, чтобы их постоянно открывали и закрывали — наподобие молний и пуговиц. Аналогично разрешено пользоваться всем, что закрывается при помощи таких "липучек": сумками, футлярами, обувью и пр.
КОРЭА — РВАТЬ
В процессе сооружения Мишкана приходилось рвать (пороть) или разрезать ткань при шитье покровов Соборного шатра. Напомним, что мелахой называется только созидательное действие, но не порча. Разрушительные по своей сути мелахот (развязывать узлы, рвать, ломать и т. п.) из списка тридцати девяти запрещены только в том случае, когда они имеют созидательный эффект. Чистый вандализм — мекалъкелъ — Тора не запретила, однако в большинстве случаев разрушительные действия нельзя делать мидерабанан.
Теперь от теории — к практике. Нельзя рвать туалетную бумагу ни по перфорациям, ни в другом месте. Следует заготовить нарезанную бумагу накануне Субботы. В Субботу нельзя вскрывать заклеенные письма. Запрещено не только аккуратно надорвать конверт, чтобы было можно в него что-нибудь вложить, но даже безвозвратно его испортить. Даже если в порче конверта нет созидательного элемента, все же мекалъкелъ запрещен мудрецами. Также нельзя вскрывать конверт над паром: поскольку клеить запрещено (это толада от "шить"), значит, совершать обратную операцию, расклеивать, тоже нельзя (это толада от "рвать").
Бумажные или синтетические упаковки пищевых продуктов следует открывать накануне Субботы. Если это сделать забыли, можно вскрыть их в Субботу, но не проделывать аккуратное отверстие, а разорвать, безнадежно испортив (и не повредив надпись на пакете).
В этом случае мудрецы разрешили испортить упаковку ради извлечения пищи.
Нельзя разрезать страницы еще не разрезанной книги. Но можно разделить страницы, слипшиеся в типографии. Обоснование: раз они склеены ненамеренно, то нарушение этого случайного скрепления (оно к тому же еще и временное) не входит в категорию корэа (рвать). Надо только быть осторожным, чтобы нечаянно не оторвать часть страницы.
Нельзя снимать защитную бумагу с лейкопластыря: в отличие от слипшихся книжных страниц она приклеена намеренно и надолго — чтобы защитить слой клея до его использования. Если заранее известно, что лейкопластырь понадобится в Субботу, то в пятницу надо снять защитную бумагу и наклеить ее снова, — теперь она приклеена на короткое время, и ее удаление не будет рассматриваться как корэа. Аналогичное замечание — для тех, кто использует в Субботу одноразовые пеленки с наклейками.
…"Шесть дней трудись и делай всю свою работу, а в седьмой день — Суббота Всевышнему". Почему сказано "шесть дней трудись" в повелительном наклонении? Ведь вроде бы, тот, у кого есть средства к существованию, не обязан — во исполнение заповеди Торы — ежедневно сидеть по восемь часов в конторе. Комментаторы связывают этот стих Торы с тем, что сказано в книге Мишлей (Притчи Соломона): "На всех своих путях познавай Его", — и повторено в Пиркей-Авот (гл. 2): "Пусть все твои поступки будут во имя Неба".
Согласно иудаизму, любой поступок человека должен подчиняться одной цели — служению Творцу. У каждой цели, как известно, есть свои средства, прямые и косвенные. В данном случае прямые средства — это Заповеди Торы, ее запреты и повеления, исполняя которые, человек служит Создателю. Косвенные средства относятся к поступкам, которые не являются исполнением конкретных формальных заповедей, но совершая их, человек должен подчинить эти действия конечной цели Торы. В этом свете обычная работа — не средство для обогащения, а способ приобрести еду, питье и все необходимое для существования. В свою очередь, цель потребления пищи и питья — не в чревоугодии, а в поддержании здоровья и тех условий, которые помогают нам стать исправными инструментами для исполнения Заповедей и учения Торы...
Итак, "шесть дней трудись" — и зарабатывай на жизнь "во имя Неба". Но как это связано с продолжением — "а в седьмой день — Суббота Всевышнему"? Рав Гутнер в книге "Пахад Ицхак" объясняет: выполняя заповедь субботнего покоя, мы должны стараться в некоторой степени уподобиться Самому Творцу, — это ясно из текста Торы. Однако Всевышний приостановил в седьмой день работу по созданию мира, поэтому и мы отстраняемся от тех действий, которые совершались при сооружении Мишкана.
Впрочем, пока непонятно, в чем подобны друг другу создание мира и сооружение Мишкана. Творя мир, Всевышний создавал для нас особое место — место, где мы будем Ему служить. Что такое мир сам по себе, мы не знаем, для нас он и есть место служения Творцу. Но для этой цели и создавался Мишкан, Переносной храм в Синайской пустыне. Он должен был стать местом, особо предназначенным для служения Всевышнему. То есть Мишкан — это как бы весь мир в миниатюре. Только тогда субботний покой приобретает смысл, когда мы воспринимаем мир исключительно как место служения Всевышнему.
А это возможно, если в жизни не остается "нейтральных" поступков, когда всё в действиях человека — и то, как он работает, и то, как ест и чем занимает свой досуг, — рассматривается через призму служения Творцу мира. Лишь тогда наш седьмой день становится настоящей Субботой.
Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".
(Продолжение следует.)