Мне нередко задают вопрос: "Воскреснут ли сгоревшие в печах концлагерей?". Отвечу следующим образом. Для Небес возрождение евреев, сожженных в печах концлагерей, — не более сложная "задача", если можно так выразиться, нежели возрождение тех, кто похоронен на кладбище. И в определенном смысле — даже более легкая. Ибо душа человека, погибшего лишь потому, что он — еврей, сразу же после гибели переходит в такие высокие миры, что она уже подготовлена и ждет воссоединения с материальной оболочкой во время техият а-метим (возрождения умерших). Все, кто погибает из-за еврейства, получают статус кадош, то есть "духовно возвышенный"…
Впрочем, похожий вопрос часто задают и в связи с иными обстоятельствами. А именно: что будет с тем, кто по собственной воле дает близким наказ кремировать (сжечь) после смерти его тело? Будет ли и он возрожден из мертвых? Однозначно определить дальнейшую судьбу в таком случае трудно. Нам известно лишь, что нарушение Законов Торы ведет к тем или иным "поломкам" в душе. Тшува (возвращение к исполнению законов Торы) исправляет эти поломки. Но у души человека, тело которого по его просьбе кремировали, времени на это, как мы понимаем, уже нет. Ведь тшува возможна лишь в нашем мире, в мире, где существует свобода выбора.
Однако же после смерти на "судьбу души", скажем так, влияют не только реалии прожитой жизни, но и другие факторы. И поэтому нельзя со всей определенностью говорить об умершем, что он "не возродится". Но при этом нам следует всегда помнить, что ненасильственная кремация ("добровольная", по просьбе человека или по решению его родственников) — явление крайне негативное. И всякий раз нужно использовать все возможности, чтобы отговорить человека (и его близких) от принятия такого решения. Некоторые люди спрашивают: как поступить, если сам человек перед смертью завещал себя кремировать? Ответ прост: завещание человека не может отменить Законы Торы, данные Самим Творцом мира…
Также замечу: хоронить еврея следует на еврейском кладбище. Если такового в городе нет, стоит посоветоваться с местным опытным в таких делах раввином. Возможно, он найдет не очевидное для родственников усопшего решение (скажем, устроит похороны в другом городе). Если же человек жил в таком населенном пункте, где раввина нет, можно, в крайнем случае, похоронить еврея на обычном, общем кладбище, но желательно — у его границ (стен). Заказывая надгробие, следует ограничиться плитой, на которой должны быть указаны фамилия, имя, отчество и дата смерти. Если у покойного были еврейские имена, их тоже надо написать, с указанием имени его отца.
Раввин Элиягу ЭССАС.