На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДАЙДЖЕСТ

ПОЛЧАСА ПОЗОРА


В Центральном доме литераторов в Москве состоялась необычная кинопремьера. Ровно через четыре года после трагического взрыва на 32-м километре Киевского шоссе был показан фильм "Плакат" — получасовой игровой дебют известного режиссера-документалиста, автора нашумевшего фильма "Глеб" Андрея Зайцева.
В картине воспроизводятся события 2002 года: молодая русская женщина Татьяна Сапунова попыталась вырвать из земли установленный возле трассы самодельный плакат с надписью "Смерть жидам" и подорвалась на бомбе, спрятанной за плакатом.

Татьяна Сапунова серьезно пострадала, ослепла на один глаз, после чего ее лечили в лучших клиниках Израиля. Но в фильме Зайцева — кстати, тоже стопроцентно русского (у нас в России подобные вещи приходится специально оговаривать), речь идет не о ней.
Главный герой "Плаката" — большинство, не такое уж молчаливое. Едут, разговаривают, посмеиваются, травят анекдоты. Молодые родители, веселая молодежь, два гибэдэдэшника, семья пожилых дачников — представительная и узнаваемая картина. Зрение у всех хорошее, каждый читает надпись и реагирует по-своему. Никто не останавливается, но и не замолкает в ужасе. Молчалив, напротив, анонимный создатель грубоватого изделия наглядной агитации: палка, кусок картона с надписью, несколько гвоздей, изготовленная вручную бомба. Пока он приводит свой замысел в исполнение, идут начальные титры.
Далее — полчаса квазидокументальной картинки: шоссе, иногда запруженное, иногда знаменательно пустое (например, потому, что движение перекрыто — должен проехать некто с мигалками), а на обочине стоит тот самый плакат. Так и продолжается до тех пор, пока ничем не примечательная женщина не затормозит свою скромную машину и не подойдет к плакату, чтобы выдрать его из земли. Без лишних, кстати, слов. Вот тут-то народ и отреагирует: звук взрыва — это не какая-то надпись, и каждый притормозит, вытягивая шею, чтобы посмотреть в окошко. Авария, а тем более теракт — событие интересное.
Фильм снят на видео. Он прост, прямолинеен и нагляден, оттого — особенно жуток. Далеко не все актерские работы выглядят убедительно, хотя встречаются и удачи (например, Сергей Епишев в роли молодого отца). Об операторских или монтажных изысках говорить не приходится. Однако есть в "Плакате" кое-что поважнее: это полчаса беспримесной правды. Полагаю, в цивилизованных странах мира подобная надпись посреди дороги не могла бы оставаться незамеченной. Если бы дело происходило в США, Франции или Германии, возможно, уже через десять минут после установки плакат бы сняли (и делали бы это специально обученные сотрудники правоохранительных органов). Может, и арестовали бы по горячим следам того, кто плакат установил. Не у нас. В России между помпезными речами о борьбе с терроризмом и реальной способностью вступить в действие и совершить крайне простой акт — грандиозная, неправдоподобная дистанция.
Назвать "Плакат" нравоучительным фильмом нельзя. Однако он обладает ценнейшим свойством: понуждает любого зрителя примерить показанные события на себя и почувствовать стыд. Даже если его, зрителя, в тот день на Киевском шоссе не было. А заодно осознать, что безразличие — один из тягчайших грехов.
За четыре года градус нетерпимости друг к другу в России заметно повысился. Тем, кто этого не заметил, на премьере в ЦДЛ презентована выставка "Ненависть", организованная коллегами Зайцева по "Кинотеатру.doc". Вход на показ фильма был бесплатным.

Антон ДОЛИН, "Московские новости".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.