Фестиваль нового немецкого кино, состоявшийся в кинотеатре "Маски", доставил зрителям немало приятных эмоций и пищи для размышлений. На торжественной церемонии открытия выступали представитель Фонда Роберта Боша (Штутгарт) Андреа Ламест, сотрудница благотворительного фонда "Баварский дом — Одесса" Мария Дегтяренко, представители кинокомпании "Артхаус Трафик" Марина Шух и Олег Мельничук, а также директор киноклуба "U-cinema" Ян Юсим. Пафос выступлений сводился к следующему утверждению: неизвестно, когда в будущем удастся организовать подобный фестиваль, а потому стоит использовать возможность увидеть все фильмы, представленные в программе.
Что ж, никто из тех, кто последовал этому совету, не пожалел. В результате просмотров у зрителей сложилось достаточно полное представление о том, каков сегодня он, новый немецкий кинематограф. В течение последних десятилетий кино Германии было перенасыщено социальной тематикой. В фильмах освещались последствия объединения ГДР и ФРГ, проблемы иммигрантов и других маргиналов в большом городе. Эти тенденции сохраняются и теперь, только акцент все же переносится с общественных аспектов на личные. Маленькие, но болезненные поиски счастья обычными людьми становятся центром киноповествования.
К последнему поколению немецких режиссеров так называемой берлинской школы принадлежит Андреас Дрезен, чей фильм "Лето в Берлине" открывал фестивальную программу. Надо сказать, лента снискала огромный успех у себя на родине и широкое международное признание: среди множества престижных ее наград — приз за лучший сценарий на фестивале в Сан-Себастьяне, "Серебряный Хьюго" Чикагского МКФ за лучшие женские роли Наде Уль и Инке Фридрих, премия Эрнста Любича, Баварская кинопремия за лучшую режиссуру, шесть номинаций Немецкой киноакадемии.
"Лето в Берлине" (в оригинале — "Лето на балконе") повествует о тяжелой судьбе Катрин, разведенной безработной матери сына-подростка, и ее подруги Найк, социальной работницы, ищущей свое женское счастье с завидным упорством (порой достойным лучшего применения). Трудности Найк ни в какое сравнение не идут с заботами Катрин, мучающейся вопросом: "Почему кроссовки для ребенка стоят 120 евро?" Жизнь героинь можно назвать весьма приземленной, но другой у них нет и не будет, поскольку обе они — заложницы обстоятельств, и лишь по вечерам, уединившись на балкончике в кварти-ре Найк, могут чувствовать себя относительно свободными, спокойными и счастливыми.
Цены на кроссовки волнуют и героев фильма "Воспитатели" (Германия — Австрия), снятого режиссером Хансом Вайнгартнером. Молодые люди, два парня и девушка, организуют пикет у обувного магазина, разъясняя покупателям, что при себестоимости в 5 евро кроссовки, сделанные детьми Индонезии и Филиппин, продаются за 300. Протест юных революционеров доходит до взятия заложника в стремлении перевернуть мир, сделать бедных богатыми, а богатых — щедрыми. Кинолента получила золотую премию Немецкой киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана (Бергхарт Клауснер) и серебряную премию за лучший фильм, а также множество других наград, в том числе — от Европейской киноакадемии. Фильм снимался на цифровое видео, и на первом месте здесь не визуальные эффекты, а игра молодых артистов.
Режиссер Дени Леви, снявший фильм "Знакомство с Цукерами", тоже принадлежит к молодому немецкому кинопоколению. Его произведение — первая немецко-еврейская комедия, снятая со времен второй мировой войны. Как отмечала газета "Шпигель", "зрители смеются не над евреями, а вместе с ними, и это определенно шаг в правильном направлении". Когда-то Берлинская стена разделила родных братьев, убежденного коммуниста Джеки (Хенри Хюбхен) и ортодоксального иудея Якоба (Удо Замель), но по завещанию матери теперь они должны почтить ее память по всей строгости еврейских обычаев… И хотя семья Джеки с трудом приобщается к кашруту, посещениям синагоги, следование законам предков просто на глазах оздоровило взаимоотношения между родными людьми. Множество юмористических ситуаций, связанных, например, с увиливанием Джеки от похода в синагогу в пользу турнира бильярдистов, заставляют и рассмеяться. И задуматься. Фильм снискал шесть премий Немецкой киноакадемии и премию Эрнста Любича.
Далеко не комедийным оказался фильм Фолькера Шлендорфа "Девятый день" (Германия — Люксембург). В основу сюжета положена реальная история люксембургского аббата Жана Бернарда, выжившего в концлагере Дахау и опубликовавшего свои воспоминания в 1945 году под названием "Барак священников 25487". В фильме просто и искренне, но от того еще более страшно повествуется о противостоянии обычного человека ужасам концентрационного лагеря. От главного героя (в роли аббата Анри Кремера снялся Ульрих Маттес) ожидают предательства и отречения от веры, шантажируют благополучием близких и соотечественников. Отдельные сцены смотреть без содрогания просто невозможно… Фильм классика немецкой кинематографии Шлендорфа получил премию Немецкой киноакадемии за лучшие декорации, "Хрустальный Симург" за лучший фильм на МКФ "Фажр" в Тегеране, Гран-при на фестивале в Биберах (Германия).
Завершил фестивальную программу еще один шедевр классика — "Земля изобилия" Вима Вендерса (Германия — США). В центре повествования — расследование совершенного явно по ошибке убийства бездомного из Центральной Европы. Расследованием занимаются три молодых американца, не понаслышке знакомые с изнанкой действительности. В поисках истины их очень непохожие представления о мире приходят в открытое столкновение. За "Землю изобилия" Вим Вендерс был награжден премией ЮНЕСКО на 61-м Венецианском кинобиеннале.
Остается надеяться, что реальность со временем позволит немецким кинематографистам обратиться к более спокойным и лиричным сюжетам. Сейчас же, видимо, для этого не время…
Раиса КРЕЙМЕРМАН.
Фото Олега Владимирского.