На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

БОНЕ И СОТЕР — СТРОИТЬ И РАЗРУШАТЬ

Две эти работы (мелахот) — строить (боне) и разрушать (сотер) — мы будем рассматривать вместе, поскольку они в некотором роде симметричны, а именно: лишь те строения, которые нельзя строить в Субботу, нельзя и разрушать. Верно и обратное: строения, которые можно сооружать в Субботу, можно и разрушать.

АВ МЕЛАХА

Ав мелаха — строительство прикрепленного к земле сооружения. Цель мелахи — создание пространства, защищенного от внешней среды, например, от непогоды или солнечных лучей. Чтобы построить, нужно скрепить отдельные части в единое целое, — это, так сказать, форма мелахи.
По Закону Торы, нельзя ни строить заново, ни добавлять что-либо к уже готовому строению. Закон Торы можно нарушить, всего лишь закрыв в Субботу маленькую дырку в стене или забив в нее гвоздь. Соответственно, любое разрушение прикрепленного к земле здания или демонтаж любой его части запрещены как сотер. Важно еще раз подчеркнуть, что действия, приводящие к порче (мекалъкелъ), даже если внешне они напоминают одну из мелахот, запрещены не Торой, а мудрецами. Стало быть, тот, кто разрушает стену просто так, от нечего делать, нарушает лишь запрет мидерабанан. И только разрушение, носящее конструктивный характер (для перестройки, переноса строения или очистки места), попадает под запрет Торы.

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

Кроме строительства как такового в категорию боне входит работа по рытью и засыпанию ям. Земляные работы — рытье котлованов, выравнивание стройплощадки и пр. — неотъемлемая часть строительства. Если землю роют ради получения грунта, а не для того чтобы вырыть яму, то это мелаха шеэйна цриха легуфа, а потому запрещена она только мудрецами. Следует отметить, что рытье земли и заравнивание ям на полях и в других сельскохозяйственных угодьях запрещены как вспашка (хореш), но не как боне.
Нельзя мести в Субботу двор или земляной пол, так как при этом будут неизбежно засыпаны ямки и выровнена поверхность пола. Однако деревянные или каменные полы можно подметать щеткой или веником из синтетических волос, но не соломенным веником, который с легкостью может сломаться. Мыть полы не принято как тряпкой (из-за запрета мелабен: замачивание и выжимание тряпки), так и резиновой шваброй. Впрочем, в случае необходимости многие современные авторитеты разрешают собрать пролившуюся на пол воду резиновой шваброй.

ДОБАВЛЕНИЯ К СТРОЕНИЮ

К уже построенному сооружению нельзя ничего добавлять (пристраивать) в Субботу, но это только в том случае, если добавленная деталь просуществует на этом месте в течение продолжительного времени, став неотъемлемой частью строения. Иными словами, временные пристройки разрешены, поэтому их можно также удалять в Субботу. На практике это означает, что в Субботу нельзя снимать дверь с петель или навешивать ее. То же самое касается окон, включая и раздвижные, которые не имеют петель: нельзя вставлять их в пазы или вынимать. Дверную ручку запрещено вынимать из двери, а если она упала, не стоит возвращать ее на место. В этом случае для открытия двери можно воспользоваться отверткой или чем-нибудь подобным. Главное — ничего не чинить и ничего не ломать! (О дверцах шкафа разговор впереди.) Вышедшие из пазов жалюзи нельзя возвращать на место. В Субботу не прикрепляют к стенкам крючки с вакуумными присосками.
До сих пор приводились примеры постоянных или долговременных добавлений. Пример разрешенного временного добавления: можно заткнуть оконный проем подушкой или каким-нибудь другим предметом домашнего обихода, поскольку изначально ясно, что надолго он здесь не останется, а значит, не превратится в часть строения.

ТОЛАДОТ

Производная от боне — скрепление досок и других стройматериалов при помощи гвоздей или клея. Хотя цель мелахи (создание убежища от непогоды) здесь не присутствует, сама внешняя форма скрепления частей воедино рассматривается как толада от боне.
Еще одна толада — оэлъ кавуа, натягивание палатки или сооружение навеса на долгое время, даже если их не крепят к земле. Оэлъ араи — создание временного шатра или навеса, эта работа запрещена только мидерабанан. Остается выяснить, чем отличаются друг от друга постоянный и временный шатры. Используем логику мудрецов: у нас есть заповедь строительства сукки; по требованиям Галахи она — временное строение; поскольку Суккот длится неделю, получаем, что всякое строение, стоящее больше семи дней, может рассматриваться как постоянное. Отсюда следует, что обычная палатка, возведенная нами не более чем на 7 дней, — временное сооружение, более чем на 7 дней — постоянное. Это определения Торы.
Запрет мудрецов сооружать временные шатры объясняется опасением, что человек опрометчиво позволит себе строительство постоянного шатра, что явится нарушением запрета Торы. Из этого объяснения следует, что под запрет попадают только те сооружения, которые напоминают постоянные и могут ввести людей в заблуждение. Причем надо различать между временной крышей-навесом и временными перегородками. Мудрецами запрещено сооружать навес, тент и тому подобные временные крыши. Ибо временный навес защищает от зноя не хуже, чем постоянная крыша; поэтому, если разрешить натягивать тент, люди могут по ошибке позволить себе сооружение долговременных строений.
Что касается перегородок (стенок), то постоянные перегородки запрещены Торой. А вот временные разрешены и Торой, и мудрецами, — за исключением тех, что имеют галахическое значение (с их помощью можно избежать нарушения запрета). Пример: третья стенка в сукке. Без нее сукка не считается кошерной. Такую перегородку нельзя ставить в Субботу даже на один час. Но уже четвертую перегородку поставить можно, — если, конечно, не прикреплять ее гвоздями, клеем и другими материалами. Точно так же можно расставлять ширмы, открывать раздвижные перегородки и т. д., потому что их установка не напоминает строительство.
В Субботу можно повесить временные занавески — например, в проеме разбившегося окна или в проходе. Некоторые авторитеты разрешают вешать их даже на длительное время. Свое решение они мотивируют тем, что занавес раскачивается (на сквозняке) и фактически не закрывает проход, поэтому считается элементом временным, а не постоянным. Но с этим не все согласны; оппоненты говорят, что сама дверь — это простейший аналог занавеси, а навешивать дверь (с этим все согласны) в Субботу нельзя. Действительно, несмотря на то, что дверь вращается на петлях и не составляет серьезной преграды, она является неотъемлемой частью строения. Точно такое же рассуждение можно провести и по поводу занавески.

ДОБАВЛЕНИЯ К ВРЕМЕННОМУ ШАТРУ

Мудрецы запретили сооружать временный навес в Субботу, но не запретили делать временные добавления к уже существующему навесу. Поэтому, если временный навес шириной хотя бы в 10 сантиметров существовал до наступления Субботы, его можно расширить. То же самое касается запрещенных перегородок (тех, что имеют галахическое значение): если они уже существовали в пятницу, их можно расширить (в любую сторону, вверх или вниз). Развернув такой навес в Субботу, мы можем вернуть его в прежнее состояние, — но не следует убирать навес, который был полностью раскрыт с пятницы.
Складывающиеся гармошкой навесы и козырьки можно раскрывать в Субботу, если в пятницу они были закреплены на нужном месте. Это разрешение обосновывается тем, что навес уже существовал как единое целое. Раскрывая его в Субботу, мы не создаем ничего качественно нового, а только удаляем его элементы друг от друга. Более всего такое действие напоминает открывание окон и дверей, вращающихся на петлях. Отсюда следует, что можно раскрывать и закрывать складные козырьки на балконах, на детских колясках и т. п. Но вот прикреплять навесы в Субботу запрещено; и если это сделано по ошибке, их нельзя раскрывать.
Из последнего правила вытекает, что следовало бы разрешить пользоваться в Субботу зонтиком (конечно, там, где есть эрув). Однако крупнейшие авторитеты прежних поколений запретили пользоваться в Субботу зонтами. С тех пор этот запрет широко распространился и стал общепринятым обычаем, нарушать который нельзя. Поэтому не следует ни раскрывать, ни складывать зонт. И даже если он был раскрыт с пятницы, нельзя выходить с ним на улицу. Как видим, один день в неделю придется обойтись без зонта.

ДЕЙСТВИЯ, НАПОМИНАЮЩИЕ СООРУЖЕНИЕ НАВЕСА

Ряд предметов обихода — такие, как столы и кровати, — имеют внешнюю форму, напоминающую шатер или навес. Понятно, что они не предназначены для защиты от плохой погоды, а потому шатрами не считаются. Но все же их сооружение или сборка может навести человека на мысль, будто в Субботу разрешено сооружать шатры. Причем Талмуд полагает, что ошибка может возникнуть в том случае, когда мы видим не только форму шатра (есть нечто, напоминающее стенки и крышу), но у "строителей" явно присутствует желание каким-то образом использовать получившееся пространство между "стенками" и "крышей". Во избежание ошибок мудрецы постановили, чтобы сборка подобных предметов делалась измененным образом: сначала устанавливается "крыша", потом — "стенки". Такое неудобство напомнит человеку, что это особый случай, а поскольку подобное возведение отличается от обычного строительства шатров, то шатры, по всей видимости, запрещено возводить в Субботу; что и требовалось показать.
Можно раздвинуть стол и вставить в него дополнительные части в Субботу — в этом случае удлиняется уже существующая "крыша", а это разрешено делать даже с настоящим навесом. Временный стол на козлах тоже можно соорудить обычным способом, если мы не собираемся использовать пространство под ним. Такие столы разрешено разбирать самым обычным образом.
Однако сооружать кровать в Субботу следует измененным способом, так как пространство под ней используется, для того чтобы прятать там обувь и другие предметы. Делается это так: двое держат верхнюю часть кровати на весу, а третий подставляет под нее ножки или козлы.
Без всяких сомнений, можно устанавливать в Субботу раскладные кровати: ведь их верхняя часть уже прикреплена к ножкам, так что новый навес не создается. Мы только удаляем ножки от матраса, как и в случае с раскладным козырьком. Точно так же можно раскрыть в Субботу стол-книжку, раскладные стулья, шезлонги — и снова сложить их. Но важно помнить, что при сборке столов, кроватей и прочих сборных конструкций нельзя ничего привинчивать болтами, туго скреплять штырями и т. д. Все это, как мы объясним ниже, — создание мебели, а потому запрещено.
Некоторые законоучители запретили полностью вытаскивать ящик письменного стола, а также вставлять его обратно, если ящик глубже 10 сантиметров. Причина запрета проста: так сооружается шатер, то есть создается замкнутое полезное пространство внутри ящика. Но большинство авторитетов подобным образом поступать разрешают, потому что ящик для того и предназначен, чтобы его постоянно вытаскивали и возвращали, так что речь тут идет об использовании пространства, а не о его создании.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.