На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СПОРНОЕ ПРОШЛОЕ


Дина СПРИТЦЕР JTA

После выхода в начале января книги Яна Томаса Гросса "Страх: антисемитизм в Польше после Освенцима" в своей родной стране автор удостоился самых разных эпитетов: так, один видный историк назвал его "вампиром польской истории". На Гросса подан иск за клевету на государство, польская пресса обвинила его в "антипольских настроениях", а один авторитетный священнослужитель заявил, что он "будит демонов специально подобранными историческими фактами"…

В 2000 году профессор Принстонского университета Ян Томас Гросс, чей отец был евреем, написал знаменитую книгу "Соседи", в которой впервые рассказал о том, что поляки в 1941 году в польской деревне Едвабне убили 1600 евреев. А недавно он завершил турне со своей новой книгой по трем городам Польши. Поездка была отмечена многолюдными встречами с читателями и острыми дискуссиями на тему еврейско-польских отношений.
Такая реакция — знак большой неловкости, которую поляки испытывают при любых обращениях к неприглядным эпизодам своей истории, касающимся евреев. Самые яростные споры в Польше вокруг "Страха" касаются утверждения Гросса, что "общим настроением в стране после второй мировой войны вполне определенно был антисемитизм". Впрочем, несмотря на все эти споры, в первую же неделю продаж разошлись 25 тысяч экземпляров книги, и еще столько же было распродано к началу февраля, что более чем вдвое превысило прогнозы издательства "Знак". Но продажи могут быть сколь угодно высокими, однако критика достоверности книги со стороны польской прессы подтолкнула прокуратуру начать дело "о клевете Гросса на польское государство".
Гросс утверждает, что, по всей видимости, около 2 тысяч евреев были убиты в Польше во время антисемитских погромов вскоре после окончания второй мировой войны. В книге приводятся поразительные истории о том, что приходилось переживать евреям, возвращавшимся еле живыми из концентрационных лагерей. Среди этих историй — свидетельства о погроме в Кельце в 1946 году, когда были убиты 37 евреев.
Тем не менее, большинство польских историков считает, что акции насилия, нередко бандитские нападения, были частью общего послевоенного беззакония, захлестнувшего страну. Гросс с этим не согласен. "Мужчины ходили по поездам и высматривали именно евреев, чтобы ограбить и избить их", — говорит он. Гросс также приводит свидетельства явных антисемитских настроений, царивших как в коммунистической партии, так и в католической церкви (сам он уехал из Польши в 1968 году, в период разгула государственного антисемитизма).
"Некоторые обобщения в "Страхе" шокируют многих, — говорит директор Государственного музея Аушвиц-Биркенау Петр Цывиньский. — Действительно, были евреи, которых убили в Польше после войны, и никто этого не отрицает, но утверждать, что вся страна была антисемитской, — это слишком". По его мнению, новое произведение Гросса ничего не добавляет к исторической дискуссии о второй мировой войне, — в отличие от книги о Едвабне, которая показала, что в противовес распространенному мнению поляки, а не только германские нацисты, убивали евреев в этой деревне: загнали их в сарай и сожгли заживо…
Реакцию националистической прессы Польши на "Страх" можно было предвидеть, включая и комментарий газеты "Наш дженник", которая утверждает, что "книга Гросса — часть общего заговора против Польши". Однако даже главный редактор ведущей газеты страны "Речпосполита" Павел Лисицкий написал: "Трудно найти более оскорбительное проявление недооценки и ненависти по отношению к стране, чем последняя книга Гросса… Я знаю еще только одного историка, сделавшего нечто подобное: Дэвида Ирвинга (имеется в виду британский отрицатель Холокоста. — Прим. ред.)".
Но как бы то ни было, Ян Томас Гросс настроен оптимистически. "К этой книге проявлен очень большой интерес, а это значит, что Польша готова взглянуть на свое прошлое", — говорит он. Впрочем, его оптимизма не разделяет Петр Кадлцик, президент Союза еврейских религиозных общин — одного из объединений польского еврейства. По его мнению, все обсуждения книги в Польше сводятся к тому, лжец Гросс или нет. "С моей точки зрения, утверждение, что все поляки спасали евреев или все поляки сжигали их в амбарах, — это абстракция, — говорит Кадлцик. — Я надеялся на содержательное обсуждение прошлого. Но не думаю, что оно состоялось"…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.