Мирьям ЛЕВИ
(Продолжение. Начало в № 536.)
РЕВНОСТЬ
Небольшая ревность между детьми — нормальное явление, не следует заострять на ней внимание и особо стараться ее предотвратить. Родители часто не понимают, что излишнее беспокойство по этому поводу заставляет их вести себя так, что в результате ревность только усиливается. К примеру, мать старается разрезать пирог на совершенно одинаковые куски, чтобы не вызвать у детей подозрение — не дали ли кому-нибудь больше. Но тогда дети следят за действиями матери еще пристальнее. И чем больше мы стараемся избежать обид, тем более чувствительными становятся дети.
Лучшее, что можно сделать, чтобы исключить ревность, — не беспокоиться о ней. Большинство детей иногда ревнуют; но если на это не обращают внимания, они сами и перестают.
Ревность к новому младенцу
Много уже было написано о ревности "свергнутого с трона" старшего ребенка. Вначале, пока он самый маленький, ему принадлежит львиная доля внимания родителей. И вдруг пришелец отбирает у него это преимущество, и в результате возникает ревность. Конечно, многие старшие дети испытывают такое чувство к новому ребенку; но отсюда не следует, что все дети через это проходят.
Главное — не быть постоянно начеку, отмечая все симптомы ревности. Если они и присутствуют, это нормально, и нечего из-за этого бить тревогу. Родители не должны идти на все, лишь бы успокоить ревность старшего ребенка, например, уступать его требованиям, когда они держат маленького, или спешить положить младенца, когда тому нужно внимание. Это большая ошибка, и такое поведение родителей только усиливает домогания старшего. Не колеблясь выказывайте свое чувство к новому малышу и не думайте, что вам нужно непременно обнять и старшего, если вы обнимаете младенца.
Родители могут помочь старшему ребенку развить положительное отношение к младшему, предоставляя ему максимум возможностей заботиться о маленьком, прося его о помощи. Дети естественно чувствуют беспомощность маленького, и это позволяет им ощутить себя защитниками. Так у них возникает желание что-нибудь для него сделать. Маленький ребенок может дать бутылку, принести подгузник или даже помогать в кормлении и одевании младшего. А если вы просите подержать малыша, то посадите старшего на пол, покрытый ковром, чтобы обеспечить безопасность.
К счастью, младенец первые месяцы своей жизни, в основном, спит, и кроме сугубо физической заботы внимания не требует. Поэтому большую часть внимания отдайте старшему, чтобы с нашей помощью он постепенно привыкал делить его с младшим ребенком.
Если старшего ребенка нужно переместить в большую кровать, чтобы освободить кроватку для маленького, это лучше сделать на несколько месяцев раньше, иначе старший будет чувствовать, что младенец вытеснил его с его места. И если старший должен начать ходить в ясли, отправьте его туда заранее, месяца за два, чтобы он не считал, что из-за маленького он лишился дома.
Чтобы старший не мешал вам во время кормления, и ему было чем заняться, держите около себя немного игрушек. Одна мать нескольких маленьких детей в это время читает старшим. А прежде чем сесть с младенцем, она говорит им: "Берите ваши игрушки и книжки — сейчас мы вместе посидим". Конечно, если поблизости есть старшие дети, можно попросить их пока поиграть с младшими; тогда вы сможете порадоваться уединению с младенцем.
Часто ребенок реагирует на появление младенца тем, что ему тоже хочется быть маленьким. Он тоже просит бутылочку и пустышку и ведет себя, как младенец. Но такая временная регрессия — не предмет для беспокойства. Родители могут относиться немного с юмором к такому детскому желанию, и в то же время подчеркивать преимущества взрослого ребенка. Если он хочет какое-то время пить из бутылочки, пусть пьет — долго ему не захочется. Он увидит, что молоко течет очень медленно, и что сосать из бутылочки совсем не так приятно, как он думал. А что касается пустышки, которая при длительном употреблении портит зубы, то лучше всего, чтобы он брал ее, только когда ложится спать. А когда заснет, можно вынуть ее изо рта, прежде объяснив, почему мы так делаем.
Иногда старший ребенок проявляет свою ревность подозрительными объятиями, которые заставляют младенца плакать. Здесь главное, чтобы мы не думали, что он нарочно хочет сделать малышу больно; лучше понимайте это как несуразное выражение эмоций. И вместо того чтобы что кричать ему: "Ты делаешь маленькому больно!" — скажите: "Обнимай ребенка понежнее". И можете объяснить: "Ты большой и сильный; ты не понимаешь, что обнимая ребенка, делаешь ему больно — поэтому он плачет. Давай я покажу тебе, как надо обнимать" (и для примера обнимите его самого). "А теперь посмотрим, как ты можешь нежно обнять его".
И то же самое, если так играет с младенцем ребенок более старшего возраста. Возьмите руку ребенка и скажите: "Младенец — нежный, и обращаться с ним мы должны нежно. Если мы слишком грубые, ему больно". А другой рукой мягко погладьте лицо и руку ребенка со словами: "Смотри — это приятно. А теперь сделай так маленькому". И рукой ребенка мягко погладьте младенца по лицу и по ручкам, как будто говорите: "Смотри, маленькому нравится. Это приятно. А теперь сделай так сам". И дав ему погладить малыша, похвалите его и обнимите.
Физических нападений на младенца, конечно, терпеть нельзя. Нужно немедленно забрать старшего и сказать ему спокойно, но твердо: "Я не позволяю тебе быть с младенцем, если ты делаешь ему больно".
И ребенка на некоторое время следует отправить в другую часть дома. Важно не бранить и не стыдить его, потому что это может усилить чувство враждебности.
(Продолжение следует.)