Раввин Элиягу ЭССАС
В Талмуде (трактат Бава Кама, лист 82) говорится, что интервал между общественными чтениями Торы, как определил Моше Рабейну, не должен превышать три дня. Ибо в Торе сказано: "...и шли три дня в пустыне и не нашли воды..." (Шемот, 15:22). И это было нестерпимым. Далее Талмуд разъясняет, что вода — символ Торы (она стекает с высот в низины, и только человек не заносчивый, духовно скромный, способен воспринимать и постигать Мудрость Торы). Поэтому и промежуток между публичными чтениями Торы не может быть более трех дней.
Один из дней, когда следует читать Тору в синагоге, определяется со всей очевидностью. Это — Шаббат, который в идеале целиком посвящен духовности. В какие же дни читать Тору после Субботы? В Эрец-Исраэль привозили в города свежие продукты земледелия самое раннее — в понедельник утром, так как в Субботу урожай не собирали (Шаббат!), и рабочая неделя начиналась в воскресенье. Поэтому в синагогах и читали Тору в понедельник — чтобы и земледельцы ("фермеры-одиночки") могли послушать Тору. В следующий раз земледельцы посещали города в четверг — чтобы продавать продукцию для Шаббата горожанам и самим запастись всем необходимым для этого великого дня. Поэтому второе чтение Торы по будням назначалось на четверг. Так и получилось, что еженедельный график общественных чтений Торы точно соответствует требованию — "нельзя жить без Торы более трех дней".
Отметим, что в понедельник и четверг читают первые десять фраз (или больше) из очередной недельной главы, которую полностью прочтут в ближайший Шаббат утром. Но поскольку Шаббат не может быть менее значимым, чем будни, Эзра (великий пророк, который руководил возведением Второго Храма; его книга входит в состав Танаха) постановил, что в Минху (послеполуденная молитва) в Шаббат должны читать те же отрывки, которые предназначены для чтения в понедельник и четверг наступающей недели, то есть — те же первые десять (или больше) фраз из следующей недельной главы.
Подчеркну, что в данном ответе изложены лишь основные, сущностные причины, хотя были и другие. Попутно напомню, что общественное чтение Свитка Торы возможно, только если есть миньян — то есть на чтении присутствует не менее десяти мужчин-евреев в возрасте, начиная от 13-ти лет.