Пурим отмечают в четырнадцатый день весеннего месяца Адар в память о чудесном спасении евреев, живших в Персидской империи во времена царя Ахашвероша (367-353 гг. до н. э.), от козней ненавистника Амана, решившего погубить и истребить еврейский народ. Весь месяц Адар считается месяцем радости, и потому многие семейные и другие торжества приурочивают к этому месяцу. В последнюю субботу перед праздником в синагогах читают отрывок из Торы, из книги Дварим: "Помни, что сделал тебе Амалек... Не забудь".
В Израиле и в других странах Пурим празднуют 14-го Адара, то есть в день, когда евреи облегченно вздохнули после поражения антисемитов. Но в Иерусалиме Пурим празднуется 15-го Адара. Причина тут вот какая. "Активистов-антисемитов" в столице Персии Шушане было больше, и они были сильнее, чем в провинциальных городах. Поэтому сражение с ними продолжалось два дня — 13-го и 14-го Адара, а день освобождения пришел в Шушан на 15-й день Адара.
Наши Учителя постановили, что поскольку Иерусалим не может быть по своему статусу ниже (в данном случае — лишиться праздничного дня), чем столица Персии, Пурим в нем тоже празднуют 15-го числа. Кстати, еще и сегодня те немногочисленные евреи, что живут в Иране, в городе Шушане (сейчас это современный город Хамдан), празднуют Пурим 15-го Адара и читают Мегилат Эстер, собираясь возле гробницы Эстер и Мордехая. (Гробница сохранилась по сей день, ее описание еврейские путешественники давали еще в XIII веке).
Работать в Пурим не запрещено, но лучше все же воздержаться от будничных дел, чтобы не нарушить праздничное настроение. В тоже время в Пурим не принято играть свадьбы, чтобы "не путать" разное веселье.
Нужно учесть, что все еврейские праздники начинаются с вечера, после захода солнца. Так что Пурим (не в Иерусалиме) начинается вечером с 13-го на 14-е Адара. Есть несколько обязательных моментов, связанных именно с этим праздником: чтение Мегилат Эстер, подарки нуждающимся, отправка посылок с едой друзьям и близким, праздничная трапеза (с некоторыми традиционными особенностями).
ЧТЕНИЕ МЕГИЛАТ ЭСТЕР. Вечером все евреи — мужчины, женщины и дети — собираются в синагогах. После краткой вечерней молитвы — Маарив — разворачивают свиток Эстер (традиционно читают Мегилат Эстер именно по специально написанному на пергаменте свитку, а не по книге), и один из присутствующих громко читает его. Остальные следят за текстом либо по имеющимся у них свиткам, либо по напечатанному тексту. При этом уже давно прочно укоренился обычай во время произнесения имени Амана запускать особые трещотки или стучать руками в знак исполнения повеления Торы: "Память об Амалеке уничтожь под небесами" (Дварим, гл. 25).
Утром мегилу читают вторично. Вначале читается утренняя молитва Шахарит (обычно по времени она занимает около получаса). Затем выносят Сефер Тора (Книгу Торы) и читают по ней отрывок о нападении Амалека на евреев, вышедших из Египта. После этого вновь читают Мегилат Эстер, причем все, а особенно дети, усиленно стараются заглушить упоминание имени Амана.
ПОДАРКИ НУЖДАЮЩИМСЯ (матанот леэвьоним). Нужно отправить подарки хотя бы в две нуждающиеся семьи. В этот день принято давать цдаку (деньги в помощь) больше обычного. В кодексе еврейских законов об этом сказано так: "Нет большей радости у Всевышнего, чем когда еврей приносит облегчение сердцу бедного, сироты или вдовы".
ПОЛОВИНА ШЕКЕЛЯ. 13-го Адара перед чтением молитвы Минха принято жертвовать три монеты достоинством в половину единицы валюты, имеющей хождение в данной стране. Эти деньги передаются бедным, с тем чтобы они использовали их, как им будет угодно. Это пожертвование — память о монете в половину шекеля, которую отдавали все евреи во времена Иерусалимского Храма. О необходимости заплатить половину шекеля возвещалось каждый год в месяце Адаре.
ОТПРАВКА СЪЕСТНОГО ДРУЗЬЯМ И БЛИЗКИМ (мишлоах манот иш лереэгу). По букве законов Пурима надо отправить два вида съестного хотя бы одному еврею. Но обычно посылают (по два вида или больше) родственникам и друзьям, живущим в том же городе. Принято отправлять "посыльными" детей, которые часто, принеся мишлоах манот (или шалахмонес, как их называли в Восточной Европе), получают от адресата — уже в свой адрес — весьма сходный мишлоах манот и уносят его к себе домой. Подарки нуждающимся и мишлоах манот друзьям и близким — не только красивая традиция. Это — символ исправления ошибок прошлого: некоторой разобщенности и эгоистичности в народе, приведшей, по сути, к возвышению Амана.
ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАПЕЗА (сеудат Пурим). После утреннего чтения Мегилы и радостных забот по отправке "посыльных" к родственникам и друзьям (обычно уже во второй половине дня) собираются на праздничную трапезу. У нее есть одна, собственно только праздника Пурим, особенность: традиция предписывает выпить большее, чем в другие дни, количество вина или других алкогольных напитков. Наши мудрецы так говорят об этом в Талмуде: "Обязан человек в Пурим выпить столько опьяняющих напитков, чтобы он не мог [ясно] установить разницу между словами "Барух Мордехай" ("Благословен Мордехай") и "Арур Аман" ("Проклят Аман")". Почему? Потому что этим символически выражается полная уверенность, что Всевышний в итоге разрушит любые планы Амана (антисемитов), а удел Мордехая (евреев) — возвыситься. Сколько же все-таки необходимо выпить? Наши Учителя не определяют точное количество выпиваемого во время этой трапезы, но напоминают, что быть по-настоящему пьяным не к лицу еврею даже в Пурим.
Следует иметь в виду, что праздничная трапеза и в Пурим остается сеудой — еврейской трапезой, то есть она начинается с омовения рук (нетилат ядаим) и благословения на хлеб. В конце трапезы благодарят Того, Кто является по сути источником нашего благосостояния, наших побед и нашей радости, — читают Биркат а-мазон — благодарение за еду.
В Пурим в текст Биркат а-мазон включается и особая благодарность за события, связанные с этим днем, когда "во времена Мордехая и Эстер поднялся на еврейский народ злодей Аман... то Ты в своем великом милосердии разрушил его замыслы, уничтожил его планы и воздал ему тем же, что он уготовил евреям".
ПЕРЕОДЕВАНИЯ. Как символ того, что смертельная опасность обернулась замечательной победой, в Пурим принято переодеваться в маскарадные одежды, надевать всевозможные маски, высмеивающие наших врагов или подчеркивающие наше родство с Мордехаем, Эстер и другими героями этой истории. Примерно со Средних веков известен обычай устраивать на Пурим особые представления — Пуримшпили. Как правило, их содержание связано с событиями Пурима, однако могут быть использованы и другие сюжеты, обычно пародийного, веселого характера.
МЕСТНЫЕ (ОСОБЫЕ) ПУРИМЫ. В некоторых общинах принято отмечать так называемый Пурим Катан — дату чудесного избавления общины или отдельной семьи от грозящих бедствий (общественного характера). Традиция празднования местных праздников схожа с обычаями на Пурим. Известно около 100 местных Пуримов.