На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ВНЕШНЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ:НЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ ПРОБЛЕМАТИКИ


Экзаменационная лихорадка в будущем не грозит тем, кто сегодня учится в младших классах: Украина переходит к внешнему тестированию. В этом страна следует примеру Австрии, Великобритании, Ирландии, Италии, Литвы, Нидерландов, Португалии, Румынии, России, Словении, США, Финляндии, Франции. В России эксперимент по введению тестирования получил название Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и начался в 2001 году при поддержке Всемирного банка. ЕГЭ проводится по всем предметам, кроме литературы. Украина влилась в эксперимент в 2003 году тоже при поддержке Всемирного банка. Национальная особенность: у нас в дальнейшем могут разрабатываться тесты и по литературе, причем украинской. На сегодняшний день их нет, и это само по себе радует…

Профессор Шлапак, преподававший украинскую литературу в Киевском театральном институте, где я училась, изобрел гениальный способ проверки знаний студентов. Когда речь на экзамене заходила о том или ином романе украинского советского классика, который прочитать было особенно трудно, он предлагал назвать имя главной героини. После чего выяснял, кого из героев романа она полюбила, за кого вышла замуж, как назвала родившегося ребенка. И попробуй ответить, если не осилил неудобоваримое чтиво до последней страницы. В девяностые годы о тестировании по украинской литературе еще не помышляли ни в высшей школе, ни в средней. А не то бы такие вопросы могли стать ключевыми! К тестам вообще и применительно к образованию в частности многие справедливо относятся с большим предубеждением. Но внедряемое сегодня в школах внешнее тестирование имеет немало положительных сторон. Прежде всего, оно отменяет диктат учителя. Не педагог проверяет свою работу, выставляя ученику итоговые оценки, а независимая комиссия, знакомясь с результатами теста, проверяет работу учителя. Наконец-то наши преподаватели поймут, что их дело — научить предмету, а не оценивать самостоятельную работу ученика!
Сегодня мы находимся в самом начале увлекательного процесса. Еще немного — и родители школьников поймут, что их задача состоит совсем не в том, чтобы задабривать учителя, добиваясь для своего чада высокой оценки. Мамы и папы начнут строго спрашивать с преподавателей, если результаты тестирования окажутся досадно низкими. "Так чему же вы учили ребенка целый год?" — резонно спросят они, и вариантов возможного ответа будет немного. Интересно, что в столичных школах многие выпускники отказались пройти тестирование по украинскому языку и литературе, благо такая возможность была. Предпочли написать выпускное изложение. Апробация технологии внешнего тестирования в Одесской области прошла гораздо более успешно. В десяти школах, лицеях и гимназиях Арциза, Котовска, Раздельной и Белгорода-Днестровского тестирование прошли 98 процентов участвовавших в эксперименте выпускников. Во время тестирования по украинскому языку были небольшие накладки. То инструкторы не в те места наклеивали штрих-коды с идентификационными номерами участников, то детей не туда рассаживали. А в одной из аудиторий случайно разрезали вместе с пакетом с экзаменационными материалами другой пакет, в который нужно было вложить ответы на задания. Но уже во время прохождения тестов по истории и математике подобных казусов не наблюдалось. Детям явно понравилось как выбирать правильный ответ из нескольких возможных, так и выполнять творческие задания. А таковые в украинских тестах тоже есть, что выгодно отличает их от американских. Руководство создаваемого сегодня Одесского регионального центра оценивания качества образования уверяет: тесты разработаны так, что в результате видны не ответы обученных роботов, а личность живого ученика.
Школьники, прошедшие тестирование по украинскому, отзываются о тестах положительно: дескать, такая форма проверки знаний стимулирует учить правила. В диктантах и изложениях можно "выехать" на ощущении языка. С другой стороны, ребятам, обладающим таким достаточно редким качеством, как врожденная грамотность, совершенно незачем перегружать мозг заучиванием правил грамматики. Тем более что в украинском языке все просто: как слышится, так и пишется.
Не получится ли так, что одаренные ребята покажут неожиданно низкие результаты тестирования? С этим еще предстоит разбираться.
— В прошлом году для прохождения внешнего тестирования по украинскому языку, математике, истории или экономике по выбору в Донецке, Киеве, Львове, Одессе, Симферополе и Харькове зарегистрировались 10 тысяч абитуриентов, из них приняли участие 8,6 тысячи учеников, — рассказывает директор Одесского регионального центра оценивания качества образования, кандидат педагогических наук Анатолий Юрьевич Анисимов. — В Одессе тестирование происходило на базе Одесского Национального университета имени И.И. Мечникова. Результат по желанию участников тестирования засчитывался как государственная итоговая аттестация по соответствующему учебному предмету и как результат непрофильного вступительного испытания в высшее учебное заведение. Во исполнение Указа Президента Украины от 4 июля 2005 года "О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине" в 2006 году Министерством образования и науки было запланировано проведение во всех регионах страны апробации технологии внешнего тестирования. На протяжении следующих двух лет тестирование будет проводиться на общенациональном уровне с учетом отечественного и международного опыта.
В декабре прошлого года Кабинет Министров внес коррективы в Постановление от
25 августа 2004 года — "Некоторые вопросы внедрения внешнего оценивания и мониторинга качества образования". В нем обозначено, что внешнее тестирование в школах и ПТУ является одновременно государственной итоговой аттестацией и вступительными экзаменами в вузы. Проблему независимого тестирования можно считать ведущей на нынешнем этапе школьной реформы. Согласитесь, ни в одной отрасли качество продукта не оценивается самим производителем — только обществом, то есть потребителем. И только в образовании учитель, создававший определенный продукт, сам оценивал свою работу.
Сегодня создается Украинский центр оценивания качества образования с 9-ю региональными подразделениями, одно из которых будет находиться в Одессе, по адресу: улица Академика Королева, 26. Деятельность Одесского центра будет охватывать три области: Одесскую, Николаевскую и Кировоградскую. Мы наладим постоянный мониторинг в школах на разных этапах обучения. Будем проводить семинары для преподавателей, и в определенной степени наша работа поможет контролировать Министерство в вопросах целесообразности принятия тех или иных управленческих решений, своевременности обновления учебных планов, содержания образования.
В будущем появится возможность пресечь вузовскую коррупцию — вступительных экзаменов не будет вообще, приемные комиссии будут иметь дело только с документами, где зафиксированы результаты независимого тестирования.
Конечно, эта система непригодна для творческих вузов, где привычная система сдачи экзаменов будет сохранена.
В скором будущем, когда тестирование охватит все школы страны, мы сможем реально судить о том, насколько хорошо наше хваленое по инерции образование. Мы станем располагать фактическими данными, а не давать какие-то основанные на эмоциях оценки.
…Кстати, об эмоциях. Буквально на днях в Одессе завершился Всеукраинский семинар по тестированию в области иностранных языков. Съехавшиеся со всех концов страны педагоги и министерские работники не скрывали восторга от визитов в наши школы и гимназии, где существуют богатый опыт углубленного изучения предмета и даже интересные тестовые разработки. Особенно эффектно гостей встретили в гимназии № 2 — там изучают наряду с английским еще и французский, немецкий, испанский. Ребята блистали своими познаниями, устроив настоящий костюмированный бал. Их произношение и владение иностранными языками (один ученик даже представил свой перевод стихотворения Поля Верлена) свидетельствовали в пользу работы педагогов лучше всяких тестов. А учителя утверждали, что для них тесты — лишь одна из форм обучения, позволяющая каждому ребенку лучше раскрыться. Будем надеяться, все затраты, которые понесет Украина во имя перехода на тестирование (как финансовые, так и интеллектуальные) окупятся сполна хорошими знаниями детей и поступлением в вузы действительно самых талантливых.
Но тут возникает ощущение еще одного подводного камня внешнего тестирования…
Конверты, штрих-коды, независимые комиссии в столице — все это хорошо. А насколько реально искоренение коррупции в образовании, которое также обещают сторонники поголовного тестирования? Вузовские работники, из года в год сидящие в приемных комиссиях, не особенно и скрывают, что результаты вступительных экзаменов зависят от того, есть ли фамилия абитуриента в списке, представленном начальством. Помешает ли нововведение совершать манипуляции с данными тестов? Это мы увидим лет через пять, не раньше.

Мария ГУДЫМА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.