Однажды так назвал нашего героя замечательный журналист Евгений Голубовский, подкрепив это определение следующим обоснованием: "Из-под его руки — и спектакль, и торжественный вечер, и встреча коллег — все приобретает колорит загадочности и веселья, праздника, который так созвучен нашему городу".
Задумывая к своему семидесятилетию большую экспозицию в трех выставочных залах Художественного музея, заслуженный художник Украины Николай Вылкун как раз и стремился устроить праздник. Это ему вполне удалось. Разнообразие творческих поисков мастера поражает даже тех, кто давно знаком с Николаем Митрофановичем: все эти картины, графические листы, афиши, эскизы костюмов, макеты декораций впечатляют как количеством, так и качеством.
Вот блестяще выполненные на наждачном полотне (ну кто бы еще, кроме Вылкуна, до такого додумался?) эскизы костюмов Пьеро и Канио к опере Леонкавалло "Паяцы". Вот макеты декораций к давно сошедшим со сцены спектаклям "Любовь Яровая" и "Три мушкетера" — с первого взгляда ясно, какие возможности режиссеру и актерам предоставляет художник, как удобно им будет перемещаться по сцене и расставлять акценты в общении действующих лиц…
Сценографией далеко не исчерпывается Вылкун — вот раритетные зарисовки судов оставшейся в истории китобойной флотилии "Слава", пейзажи, портреты… А как изобретательно мастер оформлял одесскую Юморину (вот делал бы это каждый год)! Николай Митрофанович создавал очаровательных кукол, глядя на которые, маленькие зрители кукольных спектаклей становились добрее и лучше.
Поздравить юбиляра пришли коллеги, друзья, но больше всего в зале было учеников, ведь Николай Вылкун уже три десятилетия преподает в Одесском театрально-художественном училище, которое сам когда-то окончил с отличием. Художественная школа имени Костанди наградила мастера памятной медалью. Само собой, поздравляли его и актеры, высоко ценящие созданные им образы спектаклей. Не были забыты и прекрасные человеческие качества художника.
Сам Николай Митрофанович считает, что искусство облагораживает своей волшебной силой любого, ведь был однажды случай, когда ему удалось погасить пыл хулиганов в электричке, начав рисовать их портреты карандашом…
М. Г.