На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МУКЦЕ

Практический вопрос: существуют ли способы, которыми можно переносить мукце с места на место, например, не касаясь его руками? На этот счет есть несколько правил.
Правило первое. Мудрецы действительно разрешили переносить мукце, не касаясь его руками, если для этой цели использовать другой предмет — разрешенный, но и это надо делать не принятым в будни образом. Разъяснение: в обычные дни недели мы многое носим при помощи сумок, подносов, тарелок и т. п. Перенос подобным образом мало чем отличается от перемещения руками, поэтому запрет на мукце в большинстве случаев распространяется и на него. Поэтому нужно изменить способ переноса. Отсюда следует, что если деньги лежат на тарелке и возникла опасность, что они могут пропасть, нельзя перенести тарелку, несмотря на то что мы не касаемся денег руками. Ведь носить вещи на тарелке — общепринятый способ переноса.
Рассмотрим обычную семейную ситуацию: ребенок просится на родительские руки, но при этом сам несет камень или ветку. Что делать? Сначала надо попросить его выбросить запрещенный предмет, после чего можно поднять ребенка. Если же он не желает расстаться с любимым булыжником, можно повести ребенка за руку, не поднимая. Но он не согласен и на это — требует, чтобы его взяли на руки, а камень выбросить категорически отказывается, — в этом случае разрешено взять ребенка на руки. Однако если он несет не обычный придорожный камень, а хоть сколько-нибудь ценный предмет-мукце, то поднимать ребенка запрещено. Даже идти с ним за руку нельзя! Ибо мудрецы, издавая запрет, опасались, что ребенок выронит вещь, и мы, забыв о Субботе, машинально ее поднимем.
Правило второе. Выше было сказано, что можно перемещать мукце, не касаясь его руками, при помощи другого разрешенного предмета, измененным, не принятым в будни образом. Теперь добавим, что разрешение действует только для того случая, когда перенести мы хотим не мукце, а разрешенный предмет, на котором оно лежит. Иными словами, можно взять необходимую нам разрешенную вещь, несмотря на то, что при этом сдвинется с места какое-нибудь мукце.
В терминах галахи это называется тилътулъ мин ацад лецорех давар мутар. Однако нельзя перемещать запрещенный предмет, для того чтобы он не пропал или не испортился, даже если при этом мы не будем касаться его руками, то есть при помощи другого предмета. Например, если мы заметили на полу компьютерную дискету и боимся, что она пропадет, нельзя подтолкнуть ее под диван веником или совком.
Но когда нам необходимо воспользоваться местом, на котором лежит мукце, последнее можно удалить, не касаясь руками, при помощи другого предмета. Это тоже входит в категорию тильтуль мин ацад лецорех давар мутар. Теперь самое время вспомнить про скорлупу яиц и орехов, а также кости, которые не годятся в пищу, — раньше мы говорили, что их нельзя убирать со столами руками. Только что нами найден способ очистить от них стол: снимем скатерть и вытряхнем ее содержимое в ведро или стряхнем мусор на пол, а затем подметем пол веником. Если неудобно снимать скатерть, можно положиться на авторитетов, разрешающих смести скорлупу и кости при помощи ножа. Существует еще одна возможность убрать остатки еды со стола, речь о ней пойдет ниже.

«ОСНОВАНИЕ ДЛЯ МУКЦЕ» — БАСИС ЛЕДАВАР АСУР

Из приведенных выше правил следует, что можно взять нужную нам разрешенную вещь, несмотря на то, что на ней лежит мукце. Однако это верно не всегда. Дело в том, что предмет, служащий подставкой или вместилищем для мукце, теряет свою собственную значимость и становится второстепенным по отношению к мукце. В результате он приобретает тот же статус, что и лежащая на нем или в нем запрещенная вещь, то есть сам становится мукце. Иными словами, его нельзя перемещать. В терминах галахи это называется басис ледавар асур, "основание для мукце".
Типичный пример — кошелек, служащий для того, чтобы носить в нем деньги. Причем в Субботу его нельзя переносить и в том случае, когда все деньги из него высыпались. Здесь действует новое правило: то, что нельзя было перемещать во время наступления Субботы (от захода солнца до выхода звезд), остается мукце на протяжении всего дня, даже если исчезла причина запрета; в талмудической литературе это правило носит название миго деиткацаи. В случае с кошельком можно сказать, что поскольку деньги в нем лежали при наступлении Субботы, он остается мукце и тогда, когда денег в нем нет.
Уместен вопрос: откуда происходит такое странное, на первый взгляд, правило? Мы уже знаем, что моделью для законов мукце послужил стих Торы (Шмот 16:5): "А в шестой день пусть приготовят то, что принесут". Опираясь на этот стих, мудрецы постановили: только то, что в шестой день было уже готово к Субботе, можно использовать и перемещать с места на место. Стало быть, то, чем нельзя было пользоваться при наступлении Субботы, в любом случае остается запрещенным до конца дня.
Если после наступления Субботы мукце положили на разрешенную вещь, согласно большинству авторитетов, последняя не приобретает статус "основания". Но есть и другое мнение: разрешенная вещь становится "основанием", — правда, только до тех пор, пока на ней находится мукце. И если мукце упадет, ее снова можно будет перемещать. Далеко не всякий предмет, на котором лежит мукце, превращается в "основание" для него. Приведем пять условий, делающих предмет, на котором расположено мукце, "основанием", в результате чего предмет нельзя перемещать:
1. Мукце намеренно положили на данный предмет, для того чтобы оно лежало на нем в Субботу. Но мукце, положенное ненамеренно или забытое, а тем более упавшее на разрешенную вещь, не превращает ее в "основание".
2. Разрешенный предмет вторичен по отношению к мукце, то есть служит ему. Обратный пример: камень, положенный для тяжести на квашеную капусту, не превращает ее в "основание", потому что не капуста служит подставкой для гнета, а гнет служит капусте.
3. Мукце обладает большей ценностью относительно предмета, на котором оно лежит. Обратный пример: поднос нельзя считать второстепенным по отношению к мелкой монете, положенной на него.
4. Мукце положено на разрешенный предмет его хозяевами или с их согласия (даже молчаливого).
5. На разрешенном предмете нет других вещей, кроме мукце, или есть, но они менее важны, чем мукце. Обратный пример: стол, на котором лежат плеер и нужные для Субботы книги.
Повторяем, когда соблюдены все эти условия, предмет, на котором лежит мукце, запрещено перемещать, даже если он нам очень нужен. Наклонить его, чтобы стряхнуть мукце, тоже нельзя.
Если хотя бы одно из условий не соблюдено, разрешенный предмет не стал "основанием". Предмет, который не является "основанием" для мукце, лежащего на нем, можно беспрепятственно переносить, — если предварительно это мукце с него стряхнуть. Например, мы забыли кошелек с деньгами на подносе, и поднос нам нужен — в этом случае можно стряхнуть кошелек с подноса на пол. Когда нет возможности стряхнуть мукце с разрешенного предмета, этот предмет разрешено переносить вместе с лежащим на нем мукце. Но что означает выражение "нет возможности стряхнуть"? В галахе указаны два случая:
— Мукце при падении может сломаться либо сломать вещи, на которые упадет. Примером служит тот же гнет на квашеной капусте. Чтобы извлечь капусту из бочки, надо стряхнуть камень с крышки. Но если рядом находятся предметы, которые могут разбиться при падении камня, или бочка стоит на кафельном полу, то можно аккуратно снять крышку вместе с камнем, при этом не беря его в руки.
— Возникла необходимость освободить место, на котором лежит мукце, но, стряхнув это мукце, мы не решаем проблемы. Например, если отправляясь спать, мы обнаруживаем, что на подушке покоится кошелек с деньгами, вряд ли нам поможет стряхивание кошелька на кровать, ведь на этой кровати мы и собираемся спать. В таком случае можно поднять подушку и унести ее с кровати, стряхнув кошелек где-нибудь в углу комнаты.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.